Гость «Городских вестей» — солист оркестра Волгоградского музыкального театра, автор и исполнитель театральных, концертных и шоу-проектов, музыкальный продюсер, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Александр Сиваев.
Любовь с младых ногтей
— Александр, когда вы определились, что будете музыкантом?
— Я происхожу из музыкальной династии: моя мама — балерина, отец — единственный в Северо-Западной зоне России скрипичный мастер, его руками создано более 300 скрипок, на которых играют виртуозы всего мира. Старшая сестра тоже скрипачка, так что у меня практически не было выбора: я с младых ногтей впитал любовь к этому инструменту.
— Ваши родители до сих пор живут в Архангельской области, а как вы попали в Волгоград?
— Я приехал сюда с любимой девушкой поступать в институт искусств имени Серебрякова. Впоследствии мы поженились и остались здесь жить. За время концертной деятельности у меня было много заманчивых предложений остаться за границей: я гастролировал в Испании, Америке, Италии, Франции, но всегда тянет на Родину. Как это ни пафосно звучит, хочу быть полезен своей стране.
— Во время гастролей Волгоградского симфонического оркестра под управлением Эдуарда Серова, где вы были первой скрипкой, вам посчастливилось играть на скрипке работы знаменитого Страдивари. Как ощущения?
— Эта скрипка сегодня оценивается в 4 миллиона долларов, и это была большая честь — сыграть на таком инструменте. У нее очень чистый правильный звук, Паганини предпочитал скрипку Гварнери — она позволяет дать такую примесь цыганщины, куража, а Страдивари — это классика.
— Но вы тоже владеете совершенно уникальной скрипкой…
— Скрипка «Феникс» работы моего отца — единственная в мире. Она сделана из архангельской березы, расписана сусальным золотом и освящена ровно год назад на Пасху. Птица-феникс — символ вечного возрождения и обновления, символ бесконечности жизни.
Музыка солнца
— В конце апреля вы представили на суд волгоградцев очень интересный проект «Музыка солнца». Зрители приняли его с большим теплом.
— Эта премьера — результат огромной кропотливой двухлетней работы. Короткие саундтреки были написаны моим другом, композитором Александром Дроздовым. Ранее он писал треки для компьютерных игр, из 120 таких треков я отобрал 12 более подходящих к моему проекту и вместе с Александром расширил их и довел до самостоятельных развернутых и полноценных произведений. В концерте, который длится 51 минуту, показана вся жизнь человека — от зарождения до ухода его во Вселенную. В нем много символов, показаны все стихии, причем помимо традиционных четырех, есть Любовь, Триумф, Соблазн и т.д. В одной композиции «снег» (это в моей концепции — шаманская музыка, соединяющая в себе землю и космос, а шаман — это некий портал, передающий душу ангелам, которые уносят как раз ее в космос) — мне привезли с Алтая настоящий шаманский варган, и я научился на нем играть, чтобы добавить колорита в музыку. В последние несколько композиций интегрирована запись пульсации Солнца, полученная со спутников. Музыку сопровождает мощный визуальный ряд — фаер-шоу «Атом», танцор международного класса Егор Щирый, шоу-балет «Де Арт» и «Рио». Представление сопровождалось созданием картин из песка на большом экране художницей Милой Ткаченко из арт-студии «Пески времени». Мне очень хотелось подарить волгоградцам праздник!
— Вам это удалось! Это было потрясающее и захватывающее зрелище. Видимо, помог опыт проведения массовых мероприятий?
— Действительно, мы проводили различные праздники, джазовые вечера, поставили совместно с Волгоградской епархией детский мюзикл на христианскую тему. Тогда же мне посчастливилось организовать карнавал ко Дню города. В историю Волгограда он вошел как самый большой — в нем приняли участие около 4 тысяч человек.
— Я хорошо помню и ваш предыдущий проект — «Солисты Волгограда».
— Этот проект я реализовал в 2004 году как антрепризный: наш коллектив был мобильным, он мог исполнять музыку в любом составе — от квартета до оркестра. Это было хорошее время, бескризисное! Нам много помогали, у нас были солидные спонсоры. Благодаря меценатам мы много гастролировали, в 2010 году дали 64 концерта в Южной Корее по приглашению профессора Сеульского университета, дирижера Но Те Чола. Принимала нас публика на ура, толпы поклонников, не хуже чем на концертах Мадонны, так корейцы любят хорошую музыку!
Я готов работать!
— Кто ваш основной зритель?
— Я всегда подчеркиваю, что исполняю музыку без возрастных ограничений. Она доступна и понятна людям всех возрастов. Мои проекты гармонизируют, успокаивают, вдохновляют, дают надежду. И мне приятно, когда я узнаю, что под мелодии с моего диска, например, лечат зубы в Турции, делают массаж. Я горжусь тем, что недавно вел программу в Екатерининском дворце Москвы и имел честь выступать для Руслана Аушева, которому вручил свой первый альбом «Душа».
— Над чем работаете сейчас?
— В конце прошлого года мы с директором музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексеем Васиным под патронажем волгоградского регионального отделения «Российского военно-исторического общества» воплотили в жизнь давнишнюю идею на базе кафе «Панорама» — создали «Музыкально-театральную гостиную». Каждый четверг на малой сцене проводятся театрализованные вечера в лучших традициях русского аристократизма. В гостиной поставлено уже 4 программы без возрастных ограничений, прославляющие дух России. После наших представлений гости уходят с чувством гордости за то, что они живут в великой стране. Активно продолжаю концертную деятельность, к сентябрю планирую выпустить большую партию дисков «Музыка солнца», у меня теплые отношения со многими известными музыкантами — Фабио Мастранджело, дирижером из Мариинского театра, со Свердловской филармонией, многими зарубежными коллегами, которых я планирую привлекать для расширения наших культурных духовных красот.
— В последнее время из Волгограда уехало много талантливых людей. Не переманят ли и вас конкуренты?
— В Волгоградском музыкальном театре я тружусь уже 18 лет. Скрипачкой оркестра работает и моя жена Светлана. У нас двое детей — сын Николай и дочь Полина. Театр для меня — это храм искусства, центр духовного воспитания людей. Здесь много династий, в том числе и наша — мой сын будет продолжать мою стезю музыканта-артиста. И я хочу быть полезен здесь. Очень хочется видеть наш театр процветающим, ведь пока у артистов нет элементарных условий: душа, тренажерного зала, нормальных гримерок, буфета и детской комнаты. Я считаю, что и репертуарную политику необходимо пересмотреть в корне. Поставить пару ярких мюзиклов для молодых артистов, например «Вестсайдскую историю» Бернстайна. Необходимо возрождать искусство и традиции русского меценатства, и я верю, что так будет. Я молод, полон сил и энергичен. Я готов работать!
Инга ИВАНОВА.