На предпремьерном показе картины ветераны не скрывали слез
79 съемочных дней, состав съемочной группы — 300 человек, в массовых сценах участвовало 1000 человек, 4 миллиона долларов стоят уникальные масштабные декорации, изготовленные, возведенные и оформленные лучшими художниками, реставраторами и скульптурами. Это лишь малая толика фактов о новом фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Но главное, в картине соединены традиции советской кинематографической школы, скрупулезный подход к деталям, включение воспоминаний участников Сталинградской битвы в канву сюжета и использование при создании фильма самых последних технологий. О том, что фильм получился, говорят и слезы выходивших из кинозала ветеранов и решение главы Волгограда Ирины Гусевой обязательно показать «Сталинград» всем старшеклассникам города.
Оригинальный сценарий
Премьера «Сталинграда» состоялась в субботу в Волгограде в кинотеатре «Синема Парк», и это тот редчайший случай, когда первый показ кинокартины прошел не в столицах, а в регионе. Подобное исключение логично — фильм посвящен Сталинградской битве, поэтому первыми зрителями должны быть те, кто живет в героическом городе.
На первом показе было много приглашенных и среди них почетные места занимали участники Великой Отечественной войны. Перед началом показа они признались, что ожидают, что кино Федора Бондарчука их поразит также, как когда-то картина его отца — Сергея Бондарчука — «Они сражались за Родину». А еще ветераны хотели увидеть правду: не красивую историю или, наоборот, чрезмерно гнетущую, а военные будни, где было место и горю, и радости.
На волгоградскую премьеру приехали режиссер фильма Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский и актриса, исполнившая одну из главных ролей, Яна Студилина.
Одна из несомненных удач фильма — это сценарий. Его особенность в том, что хотя он и был создан по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», в него также вошли реальные воспоминания свидетелей Сталинградской битвы.
— Первоначально, я на неделю приехал в Волгоград, где были записаны десятки интервью с ветеранами и детьми Сталинграда, — рассказывает Федор Бондарчук. — Я думаю, из этого можно впоследствии сделать отдельный проект, потому что рассказанные ими истории — это действительно что-то невероятное по силе воздействия.
79 дней съемок
Съемки проходили под Петербургом, в поселке с говорящим названием Саперный. Съемки начались в сентябре 2011 года, и с небольшим перерывом съемочный период, в общей сложности, составил 79 дней.
Самый часто задаваемый вопрос создателям фильма — это, конечно же, почему картина про Сталинград снималась не в Волгограде или в Волгоградской области?
— Вы увидите фильм не нарисованный, а построенный, — сказал Александр Роднянский, продюсер «Сталинграда». — Построить такие декорации можно только в одном из двух центров киноиндустрии России — либо рядом с Москвой, либо — с Питером. Привезти в Волгоград более 500 человек нам было бы трудно.
Декорации подвергшихся бомбежке зданий и площади были выстроены специалистами под руководством художника-постановщика Сергея Иванова. Он известен по работе над большой исторической драмой «Царь» Павла Лунгина. Бондарчук поставил задачу изготовить максимально реалистично выглядящие объекты, чтобы зрителю и в голову не пришло, что это декорация. К тому же снимали в стереоформате, который предъявлял самые высокие требования к детализации.
Фильм снимался в 3D и вышел в формате IMAX 3D не как дань моде или некий аттракцион, который привлечет зрителя в кинотеатры. Применение новых технологий было художественно оправдано: они позволят острее сопереживать героям, точнее чувствовать атмосферу и погрузиться в происходящие события.
В отличие от огромного количества конвертированных фильмов, «Сталинград» от первого кадра до последнего снимался в 3D. Вместе с оператором Максимом Осадчим на площадке работала команда американских 3D-супервайзеров и стереографов.
Мелодический минор
Одной из важных составляющих картины «Сталинград» является музыка, которая настолько полно создает атмосферу картины, что, кажется, делает картину еще более объемной. Автор музыки — знаменитый американский пианист и композитор Анджело Бадаламенти, известный как автор музыки к фильмам Дэвида Линча, в том числе «Твин Пикс», и к фильму «Пляж» Дэнни Бойла.
Режиссер Бондарчук написал письмо к Бадаламенти в феврале 2010 г., и композитор признается, что он заинтересовался предложением. Попросил сценарий и, когда его прочел, был так тронут историей, что решил написать музыку к этому фильму.
Еще до того, как композитор приступил к работе над «Сталинградом», им было прослушано огромное количество русских песен — от народных до авторских. Бадаламенти сделал вывод, что их объединяет особый мелодический минор.
Чтобы помнили
Бондарчук в «Сталинграде» решил непростую задачу: ему надо было показать высоту подвига и при этом не уйти в область пафоса. Внимательный зритель обратит особое внимание не только на исторический и технологический уровни картины, но и на культурный, духовный, религиозный и даже эзотерический ряд фильма.
После показа кинокартины многие, особенно ветераны, признавались, что ошеломлены увиденным.
— Я просто поражен, — признался ветеран Великой Отечественной войны Валентин Степанович Кособрюхов. — Я не участвовал в Сталинградской битве, но и на мою долю выпало немало боев. Конечно, увиденное ошеломляет, и знаю, что на войне, хоть и редко, но была такая сильная любовь. Все, простите, больше не могу говорить.
— Когда мы узнали, что Сталинградская битва закончилась, внутри было чувство облегчения и большой радости, что мы смогли это пережить. Это было страшное время. Надеюсь, что молодое поколение увидит эти ужасы только в фильмах, — рассказал ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы Антон Дмитриевич Букин
На выходе из кинозала Глава города Волгограда Ирина Гусева сказала, что приняла для себя решение обязательно показать всем старшеклассникам фильм «Сталинград»: «Посмотрев этот фильм, понимаешь, насколько важна память о той войне. Она нужна не только павшим, она нужна живым. У меня дед воевал, бабушка 17-летней девчонкой помогала раненым на переправе. И день победы каждый год — это семейный праздник, праздник памяти и благодарности, и, конечно же, скорби. И вроде бы война далеко, но если не будем уважать и чтить память, не будем беречь этот хрупкий мир, все в жизни, к сожалению, может повториться».