Как искали семейное счастье наши бабушки и дедушки
Брачные объявления, коими сегодня так богаты современные газеты — не новая выдумка. Ими обильно пестрели страницы царицынских дореволюционных изданий конца ХIХ — начала ХХ вв.
О главном
Первая всероссийская перепись населения, произведенная в 1897 г., гласила, что число женщин превышало число мужчин на 1,1%. Так по некоторым губерниям на 1000 мужчин приходилось 999 женщин. То есть демографического перекоса как сегодня еще не было. Но куда с целью знакомства могла позволить себе пойти неработающая женщина лет 100 назад? Почти никуда. Отношение к свахам было неоднозначное. Часто в объявлениях вековой давности встречаются две фразы: «ищу сваху, имеющую доступ в богатые дома» и «шантажисток-свах прошу не беспокоиться». Поэтому так много было в газетах женских и мужских объявлений «о главном».
Общее в объявлениях обоих полов было то, что обязательно указывалось «из хорошей семьи», или «из общества», «с образованием» и музыкальность. Сто лет назад абсолютно все были музыкальны — это было непременное условие хорошего тона. Тогда еще не было телевизоров, и в досуг входило домашнее музицирование в кругу семьи. Еще одна общая черта мужских и женских объявлений — точные предпочтения: цвет волос, тип телосложения, причем, варианты «тонкая или полная» встречаются равноценно. И полное безразличие к месту обитания возможного супруга. Готовы ехать, куда угодно. На словах, конечно. Перелистывая подшивку «Царицынского вестника» за 1911 г. читаем: «Молоденькая самостоятельная вдовушка, хорошенькая. Из аристократической семьи, зовет на счастливый брачный союз. Расстоянием не стесняться. Предпочтение военным». За сто лет ничего не изменилось: одни желали видеть своего суженого красивым и интеллигентным: «Зятя в дом ищут приличного, молодого и образованного, хотя бы без средств»; другие предпочитали брак по расчету замужеству по любви: «Только что кончившая гимназию девица желает выйти замуж за холостого или бездетного вдовца с состоянием. Возраста не стесняться». Или: «20-ти лет, образованная барышня ищет мужа-миллионера, непременно пожилого, во избежание неверности».
О чем говорят мужчины?
Прежде всего, представители сильного пола называли себя кавалеристами, купцами, коммерсантами, фабрикантами, помещиками, часовыми мастерами, инженерами, зубными врачами, фармацевтами, заслуженными пенсионерами, оперными баритонами, моряками и «простого звания». «3 холостяка: инженер — 43 лет, подполковник — 42 лет, доктор — 32 лет, живя вместе, скучают одиночеством. Надоели друг другу, несмотря на взаимную дружбу, безумно. Хочется разъехаться и каждому устроить свое собственное гнездо. Все обеспечены хорошей службой, получают хорошее содержание. Желательно иметь переписку с интеллигентными особами, соответствующего для каждого возраста, в целях брака, материально обеспеченных». Было много студентов. «Не пью, не курю» указывалось довольно часто. Частым добавлением было «не картежник». И непременно умеющие танцевать и музицировать. И нигде не указывается то, что можно встретить сегодня: с руками, все умею делать: и дом построю, и отремонтирую. Были и вовсе «продвинутые». Так, некий искатель семейного очага сообщает о себе, что он демократ и желает построить «идейное счастье», а «мистический анархист» призывает вместе «дерзнуть познать все». Очень интригующе звучало: «Отзовись! Не бойся, — если твой идеал поруган и разбит, мы вновь зажжем лучезарные сны — сны юности и счастья!». Или: «Любви хочу я, страсти нежной. Любви, как слезы тихой и святой. В любви хочу найти спасенье от дум бесплодных и пустых. Отзовись, родная душа! Я интеллигент. Мне 22 года. Средств не имею. Цель — брак». А также: «Вдовец 42 лет желает жениться на девушке «без прошлого», образованной, знающей музыку и обладающей приятным голосом. Теща не желательна».
Откликнись, желанная!
Каковы были требования ко второй половинке? Они включали в себя самые простые вещи. Главное — добрый и отзывчивый, желательно подходящего возраста. «Барышня мечтает об офицере гусарского, гвардейского или гренадерского полка». Часто в требованиях стояла национальность: русский или малоросс, и профессия. Огромной популярностью век назад пользовались врачи. Встречаются и настоящие перлы: «Красивая, с русалочьими глазами, вся сотканная из нервов и оригинальности, зовет на праздник жизни интеллигентного, очень богатого господина, способного на сильное яркое чувство; цель — брак. Мечтаю встретить мужа не неврастеника, коих так много в наш больной век, а понимающего ценителя с серьезными намерениями». Или: «Разводящаяся дочь священника ищет жгучего темпераментного брюнета для счастья». А также: «Ищу порядочного мужа, сама такая же, очень серьезная, но лето люблю проводить у моря».
Вполне естественным считался намек на финансы. Кстати, у мужчин он встречается гораздо чаще, чем у женщин. «Не хочу платить налога, вводимого на холостяков. Женюсь на особе симпатичной и не старше 25 лет. Сам православный, техник, 30 лет, служу в технической конторе, получаю более 100 р. в месяц. Приданое желательно и будет служить обеспечением жены».
«Директор банка, 45 лет, желает жениться на особе, возраст, социальное положение, религия, прошлое и физические недостатки безразличны, но только богатой».
«По-американски интеллигентный господин 38 лет, получающий 2400 рублей в год, желает вступить в брак с девицей или со вдовою, имеющей состояние. Лета и звание безразличны».
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста. Женщина откликнись!»
«Трезвый, очень добрый и дельный, имеет 700 рублей; в целях женитьбы, ищет из торговых, с такими же душевными качествами и не очень молодую особу, с капиталом 700 рублей, или имеющую торговое дело в этой сумме. Откликнись желанная: заработаем тысячи, а путем труда и нежной любви приобретем счастье на земле».
«Жениться жел. инт., сост. на службе, на барышне или вдове — симпат., которая внесет за меня залог в артель или для откр. торговли (3—10 000 р.)»
Человек всегда стремился найти вторую половину. Побуждения у всех были разные, но главным оставалось всегда избавление от чувства одиночества и надежда на счастье. Как 100 лет тому назад, так и сейчас.
Инга ИВАНОВА