Противостояние царицынских богачей Григория Серебрякова и Юлии Репниковой превратилось в легенду
Привокзальную площадь Волгограда украшает замечательный старинный резной особняк, в котором сегодня располагается музей. С этим зданием — домом Репниковой — связана одна интересная легенда. В Царицыне жила купчиха Юлия Репникова, в которую был влюблен купец Серебряков. Он сватался к купчихе, но получил отказ. Оскорбленный этим Серебряков решил отомстить своей возлюбленной и в отместку ей построил рядом с ее резным особняком гвоздильный завод, от которого было очень шумно. Так он и отомстил — Репникова не смогла жить в своем доме и переехала. Все в этой истории правда, кроме одного — любовной линии.
Юлия Дмитриевна Репникова была известной в Царицыне особой. В начале ХХ века, когда дом построили, она была вдовой. По соседству с ее домом, на Привокзальной площади, стояли когда-то складские помещения торгового дома «Братья Серебряковы». Оба брата — Григорий и Александр Нестеровичи — были людьми женатыми, странно было бы им свататься к уже пожилой вдове. Соседство их не доставляло сторонам проблем.
Между тем с другой стороны от дома Репниковой, по улице Гоголя, стояла гостиница. Этот дом также сохранился и поныне. Покрашенный в желтый цвет, долгое время он служил телефонным узлом. Гостиницу в начале ХХ века выставили на продажу, и Серебряковы решили купить ее: дворовые части гостиницы и их складов смыкались, у них получился большой г-образный участок с выгрызом в виде дома Репниковой. В здании гостиницы, которое Серебряковы перестроили, разместился арматурный завод. Да, очень шумный, но в основе его строительства лежал лишь простой расчет, а совсем не любовь.
Как же Серебряковым разрешили устроить завод в самом центре города? Григорий Нестерович письменно заверил городскую управу, что две паровые машины, которые составят движущую силу производства, шума почти не издают. Отчасти это правда: пар если и шумит, то не сильно. А вот про то, что будет грохот арматуры, никто не сказал. Более того, завод не просто стал жутко шуметь, он еще и вибрировал. В соседних домах стали проседать печи и лопаться стены! Но разрешение было получено, и бороться с заводом было сложно. Репниковой же из своего резного особнячка пришлось съехать: жить там стало невозможно. Местные жители обратились в суд.
10 октября 1910 года в Саратове прошло заседание окружного суда. Суд обвинял торговый дом Серебряковых в строительстве завода металлических изделий без необходимых разрешений. Суд провел 7 экспертиз, в которых участвовали три инженера и четыре врача. Вердикт присяжных: за строительство завода без разрешения оштрафовать Серебряковых на… 10 рублей! Кроме того, было решено возместить лично Репниковой моральный вред в сумме 130 рублей и закрыть завод.
Таким образом, мучения Юлии Дмитриевны, которая вынуждена была съехать из собственного дома с провалившимися от вибрации печами, суд оценил в 130 рублей. Правда, присяжные заседатели еще и постановили закрыть завод. Но Серебряковы этого решения не выполнили! Дело тянулось несколько лет, вплоть до начала Первой мировой войны, когда стало не до судебных разбирательств.
Завод, правда, уже под названием «Красная застава», работал и после революции, до 1942 года. После войны оба здания восстановили. Ирония судьбы в том, что когда-то вся улица Гоголя была застроена разными зданиями, из которых сохранились только два, стоящие рядом. Несмотря на то что их первые владельцы ненавидели и боролись друг с другом, именно эти здания уцелели и остались единственными на всей улице. Такая у них получилась роковая «любовь».