АНАТОМИЯ РЫНКА
Нужно ли восстанавливать то, чего не было?
Джинсы из Индонезии, майки из Бангладеш, куртки из Турции… Увидев футболку с фотопринтом «Я люблю Волгоград», бросаешься к ней, как к родной, но, увы, и тут на этикетке красноречивое Made in China. И так обстоят дела не только в Волгограде: вся страна завалена дешевым импортным ширпотребом зачастую весьма невысокого качества. Успешных региональных игроков, к тому же редко когда выходящих за пределы своего региона, можно пересчитать по пальцам. Неужели битву за легпром мы уже проиграли?
«Зато мы строили ракеты…»
Отношение к легкой промышленности, как к отрасли далеко не первостепенной, сложилось, увы, еще в советское время. Пламенным строителям коммунизма предлагалось быть непритязательными в быту, носить, что дают и гордиться своей страной, умевшей строить ракеты, перекрывать Енисей и удивлять всех классическим балетом. То, что эти поводы для гордости вполне могут рифмоваться с модой, стилем, дизайном и прочими буржуазными излишествами, в начальственных головах, видимо, не укладывалось. Волгоградской области в этом плане не повезло вдвойне.
— Специализация региона на тяжелой индустрии сложилась как раз в советские годы, — говорит волгоградский финансовый аналитик Карэн Туманянц. — Поэтому финансирование легкой промышленности осуществлялось по остаточному принципу. Это можно считать одной из главных причин того, что на данный момент как таковой отрасли в регионе не существует, она представлена отдельными почти кустарными производствами.
— Доля легкой промышленности в советской экономике составляла 11—13%, — приводит не самые радужные данные статистических исследований председатель комитета по предпринимательству администрации Волгограда Наталья Волкова. — В настоящий момент эта доля в России оценивается в 1%. В Волгограде, где легкая промышленность и в лучшие времена не считалась ведущей, ее годовой объем оценивается в 450—500 млн. руб., а доля — менее 0,2%. Таким образом, если принять годовой объем розничной торговли в Волгограде на уровне 170—190 млрд. руб., долю изделий легкой промышленности в нем — на уровне 8—9 млрд. руб. (около 5%), то доля местных производителей в самом лучшем случае составит не более 5% в отраслевом товарообороте. Реально же она гораздо меньше.
Перманентный кризис
Реальная возможность подняться у волгоградского, впрочем, как и у российского, легпрома была в конце 1990-х — начале 2000-х, после финансового кризиса и девальвации рубля в 1998 г. Как раз тогда объем импорта резко упал, и отечественные предприятия могли бы занять хотя бы часть освободившихся ниш. Но, к сожалению, этого сделать не удалось по многим причинам — в частности, из-за роста цен на сырье и энергоносители (хлопок в Средней Ахтубе, к сожалению, так и не зацвел), несовершенства таможенного законодательства и неготовности банков активно кредитовать отрасль, срочно нуждающуюся в обновлении производственных мощностей.
В итоге мы имеем отрасль с самым низким отраслевым уровнем зарплаты (около 7 тыс. руб. по городу), непривлекательную для молодежи и специалистов, с износом производственных фондов на уровне 80% и высокой — свыше 60% — долей теневого и незаконно ввезенного товара. Кстати, вопрос борьбы с контрафактом в легкой промышленности стоит настолько остро, что в нем пришлось разбираться премьер-министру Владимиру Путину.
— Считаю необходимым серьезно усилить борьбу с контрабандой и нелегальным производством, и уже в ближайшее время добиться коренного улучшения ситуации, — потребовал он от работников ФСБ и прокуратуры в ходе одного из ведомственных совещаний. — Контрабанда — это отдельная тема. Борьба ведется, но результата мало. Результат — посадка в тюрьму. А где посадки?..
План мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006—2008 гг., разработанный Минпромэнерго РФ, ситуацию также не изменил. Хотя меры там предлагались вполне разумные: стимулирование инвестиционного процесса и инновационной деятельности, развитие сырьевой базы, стимулирование экспорта, подготовка кадров. Но, видимо, сказалось сохранившееся с прежних времен пренебрежение отраслью, в которой нет ни нефти, ни газа — и план тихо заглох.
— Кризис 2008—2009 гг. отрасль встретила со значительным объемом кредитов, задолженность по которым подкосила многие предприятия, — считает Карэн Туманянц. — По большому счету отрасль остается неконкурентоспособной. В сегменте непритязательной, простой продукции азиатские производители благодаря низкой стоимости рабочей силы, высокой производительности труда и современному оборудованию предлагают более низкие цены на товары. А в сегменте модных товаров основными конкурентами выступают европейские производители — наши ткани, одежда и обувь дешевле, чем у них, но зато мы проигрываем в ассортименте, скорости смены коллекций, современности расцветки, фасонов и аксессуаров.
Успех одиноких
В итоге для местных предприятий легкой промышленности остаются только специализированные ниши типа индивидуального пошива, производства спецодежды, народных промыслов и т. д. Хотя иногда именно нишевые успехи наиболее заметны.
— Среди успешных волгоградских предприятий легпрома можно выделить «Царицынскую объединенную мануфактуру» и компанию «Гамма-сервис», — говорит руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Есть и другие, но успех этих наиболее характерен: они работают в своих нишах — первое специализируется на мужских костюмах и чулочно-носочных изделиях, а второе — на спецодежде, у них неплохой маркетинг, хорошие контракты, к примеру с Минобороны, ну и адекватная ценовая политика, позволяющая конкурировать с азиатскими производителями. А в целом легпром нерентабелен именно из-за азиатской продукции — дешевой и массовой, причем это характерно не только для российского рынка.
Возможно, ситуацию могло бы улучшить более активное участие волгоградского легпрома в региональной программе «Волгоградское качество» — все-таки какая-то дополнительная реклама и продвижение хотя бы в местных торговых сетях — но, по словам вице-губернатора области Василия Галушкина, пока проектом в основном интересуются только предприятия АПК и пищевой промышленности.
Так, может, и не надо?..
Восстановить легкую промышленность все-таки еще можно. Для этого на федеральном уровне, уверена председатель Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяна Соснина, необходимо повысить пошлины на конечный продукт, но снизить на сырье, синтетические волокна и красители — то есть на то, что не производится в стране. На местном уровне также есть способы поддержать своего производителя, считает Наталья Волкова: начиная от разработки реальных программ с конкретным перечнем реализуемых мер (отдельных для каждого сегмента внутри отрасли) и заканчивая созданием беспрецедентно благоприятного налогового климата для отраслевых инвесторов. Это поможет привести в отрасль столь необходимые средства и повысит ее привлекательность как для местных торговых сетей, так и для покупателей. Но, может быть, мы все-таки обойдемся и без своего легпрома?
— Эффективное развитие региональной экономики в современных условиях заключается не в том, чтобы производить всю возможную продукцию на своей территории, а в поиске и наиболее полном использовании конкурентных преимуществ в создании определенных товаров и услуг, — уверен Карэн Туманянц. — И если в легкой промышленности зримых преимуществ в Волгоградской области пока не наблюдается, давайте сосредоточимся на том, что у нас получится лучше, чем у других.
В общем, если нам суждено быть кузницей и житницей, а местами еще и здравницей, то, может быть, пусть все так и остается? А футболки и джинсы пусть шьют другие, раз уж у них это получается.