Как отразится на стоимости услуг таксиста-частника областной закон о такси?
И шашечки, и ехать
На днях в областную Думу будет передан проект закона «О транспортном обслуживании населения легковым такси». Он практически полностью повторяет аналогичный федеральный закон, который вступает в силу с 1 сентября 2011 г. С тем, что в отрасли, традиционно считающейся одной из самых «теневых», порядок навести нужно было давно, согласны, кажется, все. Но чем это может обернуться для нас с вами — простых пассажиров, которым хочется ездить и безопасно, и недорого?
Закон устанавливает единые правила для всех частных таксомоторных компаний — общее цветовое оформление машин, удовлетворительное техническое состояние, наличие таксометра в салоне и шашечек на крыше — и, между прочим, ничего нового в этих требованиях нет. Из советских времен в новейшую историю они перекочевали практически без изменений. К примеру, легковым такси посвящена целая глава в «Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденных Правительством РФ в феврале 2009 г.
— И в федеральном, и в региональном законах эти правила и нормы лишь собраны воедино, — подтверждает старший консультант сектора правового обеспечения областного управления транспорта и коммуникаций Вадим Матинченко. — Мы не хотим кого-то ущемить, наша задача — навести порядок в отрасли и обеспечить безопасность пассажиров. В законе четко прописано, как должна быть оформлена машина, какие нужны документы и оборудование, и т. д., вплоть до того, какими будут стоянки такси. Причем в облдуму пойдет второй вариант законопроекта, первый был гораздо жестче.
Действительно, в первоначальном варианте запрещалась эксплуатация праворульных такси, а также автомобилей старше 8 лет (или с пробегом свыше 500 тыс. км). Но так как данных норм нет в федеральном законе, от них решили отказаться. С единым цветом машин — а по закону власти субъекта сами выбирают, какого цвета будут такси в том или ином регионе — обещают определиться к 2015 г. Решать, сколько официальных такси реально нужно жителям нашей области — чтобы лишние не ездили — тоже будут еще 3,5 года. Этот пункт вызывает определенные сомнения: подобные вопросы, как правило, регулирует рынок в зависимости от спроса на услуги. Но само появление такого закона радует даже самих автоперевозчиков. Хотя и с некоторыми оговорками.
— С тех пор как несколько лет назад отменили лицензирование, частные такси как вид пассажирских перевозок вообще выпали из поля зрения государства, — отмечает председатель правления Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрий Белоусов. — Сейчас в отрасли настоящий хаос — никто не может сказать, сколько у нас таксистов, насколько безопасны их машины, платят ли они налоги? Так что закон нужно было принимать еще вчера. Но в нынешнем законопроекте есть ряд моментов, с которыми трудно согласиться — к примеру, про «внешний вид, соответствующий деловому стилю» или про введение некой униформы. Может, нужно прописать, чтобы таксист был в смокинге и с бабочкой только черного цвета?! Жесткий контроль за техническим состоянием машины и за здоровьем водителя — вот главные моменты, остальное, по-моему, можно и пропустить.
Еще один вопрос, тревожащий таксистов, — установка таксометров. Для пассажиров вроде бы выгодно: машина едет, цифры щелкают — сразу понятно, сколько потратишь. Но ведь тарифы устанавливает таксомоторная компания, да и сами таксометры могут быть настроены не только на километраж, но и на время поездки — и с нашими пробками еще неизвестно, кто кого на счетчик поставит. Прибавьте к этому высокую стоимость оборудования (и столь же высокие цены на регламентные работы) — и получим дополнительно затраты в 15—20 тыс. на одно такси.
По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, «это посильная сумма для частных извозчиков, так что установка таксометров не станет причиной роста цен на услуги такси». Но в большинстве регионов в кризисные годы именно частный извоз в буквальном смысле спас многих уволенных и сокращенных, и смогут ли они теперь сохранить свой заработок — большой вопрос.
— Вероятно, на первоначальном этапе цены несколько вырастут, но в дальнейшем рынок все отрегулирует, — уверен председатель регионального отделения общественного движения «Автомобилисты России» Армен Оганесян. — Главное, что в отрасли, которая потенциально может ежегодно приносить до 70 млн. руб. налоговых поступлений (и это только приблизительные подсчеты), будет наконец-то наведен порядок. И таксисты, и таксомоторные компании должны нести ответственность перед пассажирами.
Разрешения на работу для таксистов областное управление транспорта и коммуникаций начнет выдавать уже с сентября нынешнего года — и тем, кто их не получит до января 2012-го, грозит запрет на профессию. Тогда и узнаем, сможет ли государство реально навести порядок в отрасли или, как обычно, строгость законов будет компенсироваться необязательностью их выполнения.
Антон БОРЦОВ.