При этом кошмары, от которых просыпаются с криком, все-таки не полезны
Страх бывает разный. Один страх парализует, другой - побуждает к активным действиям. Страшные сны, как выяснили ученые Женевского университета и их американские коллеги, опубликовавшие результаты своих исследований в журнале Human Brain Mapping, необходимы людям как тренировка действий на случай реальной опасности.
Но только в том случае, если мозг человека реагирует правильно: если во сне человек убегает от погони, сражается с бандитами, выплывает из трясины или еще каким-либо образом находит выход из опасной "реальности" своего сна. Если же уровень страха во сне зашкаливает, и человек просыпается в холодном поту или с криком, такой кошмар никакой пользы не несет, и может только считаться симптомом какой-либо психотравмы.
Ученые из Женевы проводили эксперименты на добровольцах. Они будили несчастных по нескольку раз за ночь и интересовались, не приснилось ли тем что-то страшное. При этом на голове у каждого испытуемого были закреплены более 200 датчиков. Приборы зафиксировали в каких областях мозга во время страшных снов есть активность. Так выяснили, что за ощущение страха во сне отвечают островковая доля и передняя поясная кора мозга.
Позже ученые попросили 89 добровольцев записывать в тетрадь свои страшные сны и то, какие эмоции они испытывали при этом. Потом с помощью магнитно-резонансной томографии определили, как именно человек реагирует на показанные изображения бедствий, катастроф, насилия.
И вот тут выяснилась удивительная вещь. Оказалось, что чем сильнее был пережитый во сне страх, тем меньше реагировали позже соответствующие зоны мозга на показанные "проигранные" уже во сне ситуации. Во второй раз человеку уже не было так страшно. Он уже, словно, знал, как выпутаться из этой опасности.
Теперь ученые Женевского университета собираются заняться исследованием возможного нового типа терапии — лечения тревожного состояния пациентов при помощи сновидений.
Об этом сообщают "Городские вести" со ссылкой на "Ридус".