Вызов стихии: как городские службы справились с последствиями воскресного ливня
Двухмесячная норма осадков обрушилась на Волгоград днем 15 июля: ливень сопровождался сильнейшей грозой.
Утро воскресенья, 15 июля, не предвещало ничего из ряда вон выходящего: яркое солнце и небольшие облачка на небе обещали лишь очередной знойный летний день в Волгограде. Многие горожане строили планы: кто-то собирался на пикник, кто-то – на рыбалку, некоторые – на дачу или в центр Волгограда прогуляться в новом парке. Но внезапно обрушившийся на город ливень нарушил планы многих волгоградцев, среди которых были и сотрудники муниципальных предприятий. На их плечи легли работы по устранению последствий разгула стихии.
Летние дожди в июле и августе – дело для Волгограда привычное, и большинство жителей раскаленного города даже ждут, когда землю сбрызнет вода и немного остудит ее. Однако случившийся воскресным днем ливень поверг в шок многих волгоградцев – вода лилась на землю с огромной скоростью, превращаясь в гигантские потоки, устремившиеся по рельефу в низины.
– Мы гуляли с ребенком во дворе, когда на нас упали первые капли воды, – рассказала «Городским вестям» жительница Краснооктябрьского района Ангелина Сорокина. – Мы решили, что это всего лишь небольшой дождик, и не стали торопиться домой, но уже через 5 минут бежали к подъезду под ливнем. Вокруг нас были словно стены из воды. Те, у кого не было с собой зонта, промокли до нитки за считанные минуты, но и он не особо спасал – вода хлестала по ногам и рукам.
Под дождевые потоки попала и городская инфраструктура, в частности пути наземного и скоростного трамвая – на них начало намывать грязь и песок, местами вода задерживалась между рельсами. Ее откачивали специальные насосы, расположенные вдоль путей, – они срабатывают автоматически при начале дождя. Но по законам физики вода устремлялась по склонам в низины – одной из них стал транспортный тоннель под проспектом Металлургов в Краснооктябрьском районе.
Тоннель заполнился водой очень быстро: когда мастер сантехоборудования на тоннельном участке службы скоростного трамвая 51-летний Алексей Макарочкин приехал на место ликвидации последствий ливня, вода была на уровне как минимум 2 метров. Алексея, возвращавшегося с ночной рыбалки, вызвали на работу, и, не заезжая домой, мастер на личном автомобиле с удочкой в багажнике помчался к тоннелю, чтобы немедленно начать работу. Дождь еще моросил с неба, когда Алексей Макарочкин оценил масштабы случившегося и после подвоза четырех мощных помп, приезда ассенизатора и трактора начал выкачивать воду из тоннеля.
– Чтобы после дождя вода в тоннеле поднялась так высоко, я увидел впервые, – рассказал Алексей Макарочкин. – В прошлые годы тоже были ливни, но вода была в этом тоннеле максимум по колено. Так что прошедший дождь действительно аномальный.
За трое суток ликвидации последствий разгула стихии мастер спал всего 10 часов – он, как и 30 его коллег из разных служб МУП «МЭТ», работал не покладая рук, чтобы как можно скорее возобновить движение СТ.
– Я работаю на предприятии более 20 лет и понимаю ответственность, которая лежит на нас, сотрудниках «Метроэлектротранса», – отметил плотник службы скоростного трамвая Сергей Фролов. – Мы должны сделать все, чтобы трамваи и троллейбусы ходили. Такое затопление – это редкость, но надо ликвидировать его последствия максимально быстро, поэтому если надо работать — выхожу обязательно, несмотря ни на что.
Пока сотрудники МУП «Метроэлектротранс» оперативно откачивали воду из транспортного тоннеля, больше 20 машин другой муниципальной службы – МБУ «Северное» – без остановки трудились над расчисткой рокадной дороги от намытого грунта. Машинист экскаватора-погрузчика Игорь Уколов в воскресный день 15 июля отдыхал после смены дома, когда у него зазвонил телефон – начальник немедленно вызвал на место ликвидации последствий ливня.
– Картина была печальна: кое-где земли было по пояс, вода местами доходила до колена, – поделился Игорь Уколов. – Конечно, мы сразу принялись все расчищать: в первую очередь сняли грунт с ливнеприемников, чтобы вода начала быстрее уходить, затем экскаваторами поднимали слои намытой земли и грузили в самосвалы. Наши ребята здесь работали чуть больше двух суток, я в сумме отработал часов 30 за эти дни – уезжал домой только поспать и снова возвращался на дорогу. Родители приучили меня – либо ты работаешь качественно и быстро, либо вообще не берись за дело, третьего не дано.
Обычно для Игоря Уколова горячая пора начинается с наступлением зимы, когда на Волгоград обрушиваются снегопады: сдвинутый к обочине снег он оперативно сгребает и грузит в самосвалы. В этот раз вместо снега оказались 3 тысячи кубометров грунта и песка, и, по признанию машиниста экскаватора с 15-летним стажем, с такими последствиями аномального удара стихии он столкнулся впервые.
Несмотря на сложные условия, порядок был наведен в кратчайшие сроки. Уже к утру среды, 18 июля, основные последствия воскресного ливня были устранены, обстановка стабилизирована: движение скоростных трамваев полностью возобновлено, для проезда автомобилей открыли Нулевую продольную магистраль, а режим чрезвычайной ситуации был снят.