О тонкостях работы ключевой ставки и ее роли в инфляционных ожиданиях, почему в этом важно разбираться волгоградцам далеким от банковской сферы, «Городским вестям» рассказал управляющий отделением по Волгоградской области Банка России Роман Рахматулин.

- Ужесточение денежно-кредитной политики привело к охлаждению кредитования как населения, так и бизнеса. При этом инфляция остается высокой. Получается ключевая ставка «не работает»?
- Ключевая ставка работает, как и должна работать. Текущий рост цен с начала года замедляется, снизились инфляционные ожидания, кредитование охлаждается по всем сегментам, сберегательная активность граждан высокая.
Охлаждение кредитования – это один из «тормозов» для инфляции. Когда население и бизнес берут меньше кредитов, темпы спроса на товары и услуги снижаются, и рост цен начинает замедляться. Но это происходит не мгновенно.
В полной мере решение по ключевой ставке отражается на инфляции в течение 1-1,5 лет. Инфляция пока остается высокой, потому что сохраняется значительный разрыв между спросом и возможностями предложения. Со стороны предложения основным ограничением для расширения является дефицит ресурсов, в частности, трудовых.
Кроме того, инфляцию подогревают высокие ожидания дальнейшего роста цен. С начала года инфляционные ожидания как у потребителей, так и у бизнеса, хотя и снизились, но остаются повышенными.
Для того, чтобы инфляция и инфляционные ожидания устойчиво снижались, нам потребуется сохранять жесткие денежно-кредитные условия в течение длительного времени. По нашим оценкам, с учетом проводимой политики инфляция в этом году будет постепенно замедляться, на конец года составит 7-8% и вернется к 4% в следующем году.

- Как центральный банк учитывает инфляционные ожидания при принятии решения о ключевой ставке? Какова роль Банка России в управлении этими ожиданиями?
Для любого центрального банка, который контролирует инфляцию, важно, чтобы инфляционные ожидания были приближены к цели по инфляции (у нас это вблизи 4%) и были заякорены, т.е. меньше реагировали на временное ускорение роста цен. От этого зависит, насколько эффективно мы можем контролировать инфляцию. Ведь компании, банки, люди принимают решения о потреблении, сбережениях и инвестициях, устанавливают цены товаров и ставки по кредитам и депозитам в том числе исходя из своих ожиданий будущей инфляции. Ожидая значительный рост цен в будущем, население и компании увеличивают спрос на товары, сырье и услуги. Бизнес закладывает ожидаемый рост издержек в цены на свою продукцию. Все это подстегивает дальнейший рост цен, образуя замкнутый круг.
В процессе принятия решений по ключевой ставке Банк России анализирует инфляционные ожидания и учитывает их. Повышенные инфляционные ожидания являются основанием для более жесткой денежно-кредитной политики при прочих равных. Ведь если, например, люди ждут инфляцию 15%, ставка по депозиту 15% их не привлечет, а ставка по кредиту 20% покажется не такой уж и высокой. Это значит, что для снижения инфляции центральный банк должен установить более высокую ключевую ставку, чтобы сбережения для людей стали привлекательными, а кредиты, наоборот.
В свою очередь результаты денежно-кредитной политики влияют на инфляционные ожидания. Поддержание инфляции на цели длительное время способствует заякориванию инфляционных ожиданий.
По большому счету инфляционные ожидания – это кредит доверия общества центральному банку. Если граждане и бизнес уверены, что центральный банк способен и решительно настроен поддерживать низкую инфляцию, они не меняют свое поведение в ответ на краткосрочные колебания цен или события. Важно, чтобы граждане и бизнес понимали решения центрального банка, его сигналы о будущих решениях, прогнозы и быстро и корректно учитывали их. Поэтому Банк России проводит активную информационную политику, цель которой – разъяснение денежно-кредитной политки, в том числе решений по ключевой ставке. Это и есть работа с инфляционными ожиданиями. Так, по итогам заседания Совета директоров проводится пресс-конференция по разъяснению принятого решения. Ключевые моменты отражаются в Резюме обсуждения ключевой ставки. Регулярно публикуются прогнозы инфляции. В регионах широким фронтом разъясняются решения по денежно-кредитной политике в формате интервью, комментариев, а также коммуникационных сессий с деловым и научным сообществом, органами исполнительной власти.
Все это помогает формировать у населения и экономических агентов понимание целей, инструментов и решений регулятора. Чем более предсказуемыми являются действия центрального банка, тем меньше неопределенности и тем стабильнее инфляционные ожидания.

- Почему в прогнозе Банка России инфляция имеет «длинный тормозной путь»?
- Инфляция — это как тяжелый поезд: если он разогнался, его нельзя остановить мгновенно. Сегодняшний рост цен обусловлен тремя факторами: накопленными дисбалансами, адаптацией экономики к прошлым шокам и долгосрочными контрактными обязательствами. Даже при охлаждении спроса цены реагируют с запаздыванием — нужно время.
По нашим оценкам, годовая инфляция по итогам 2025 года составит 7-8%, но квартальная динамика будет постепенно замедляться. К декабрю месячные темпы прироста цен в годовом выражении приблизятся к 4%. Резкое торможение инфляции «любой ценой» могло бы привести к спаду, что противоречит нашей миссии. Поэтому мы придерживаемся постепенного снижения, давая экономике адаптироваться.
Главная задача Банка России — обеспечить сбалансированное возвращение инфляции к цели без избыточного давления на производство и занятость. Для этого используются умеренно жёсткие условия денежно-кредитной политики: они сдерживают потребительский и инвестиционный спрос до уровня, соответствующего долгосрочному потенциалу экономики. Такой подход создаёт условия для роста предложения, устранения дефицитов и формирования устойчивой тенденции к снижению цен.
Важно подчеркнуть, что 4% — это не просто целевой показатель, а условие для стабильного роста. Стратегия предполагает синхронизацию инфляционного таргетирования (4% к 2026 году) с восстановлением макроэкономического баланса, обеспечивая мягкую посадку экономики.

- Получается, что условий для снижения ключевой ставки пока тоже не наблюдается? При этом среди экспертов ведутся разговоры, что в целом Банк России, цитирую, смягчил сигнал по своим дальнейшим решениям. Значит, условий для повышения ключевой ставки пока тоже нет?
- Банк России принимает решения по ключевой ставке на основе устойчивых тенденций в экономике и факторов длительного действия. В том числе учитывается, что денежно-кредитная политика влияет на экономику не сразу, а с временными лагами. Эффекты от нашей жесткой политики уже есть. Но «перегрев» спроса еще большой, т.е. он растет быстрее, чем возможности производства.
Мы видим, что на ожидания экспертов влияют сигналы о возможном улучшении геополитической обстановки. Однако, говорить о формировании реальных условий для смягчения денежно-кредитной политики еще рано. Наша политика строится на устойчивых тенденциях и консервативном подходе к оценке рисков. Наши дальнейшие решения будут зависеть от того, достаточно ли скорости и устойчивости снижения инфляции для ее возвращения к 4% в 2026 году. Если они будут недостаточными, мы можем сделать дополнительный шаг по повышению ставки, хотя вероятность этого уменьшилась.