«Обидно и больно за людей»: главный участковый региона о том, как телефонные мошенники калечат жизни волгоградцев
Почему люди не перестают вестись на аферы, рассказал Константин Титовский.
В Волгограде и области с начала года на удочку телефонных аферистов попались 500 человек. Недавно жительница Волгограда передала мошенникам больше 5 млн рублей. Несмотря на все усилия полицейских и профилактическую работу, все больше и больше людей становятся жертвами преступников и должниками банков. О том, какими методами владеют мошенники и как не попасть в их сети, в интервью "Городским вестям" рассказал начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Волгоградской области, полковник полиции Константин Титовский.
— Телефонные мошенничества с использованием банковских карт в нашем регионе регистрируются ежедневно, — говорит Константин Титовский. — Только за два месяца этого года в Волгоградской области совершено более 500 преступлений с использованием IT-технологий.
Чаще всего злоумышленник, представляясь сотрудником службы безопасности банка, сообщает собеседнику, что на его счёте наблюдается подозрительная активность и для сохранения средств требует сообщить полные данные карты, включая код с обратной стороны карты и код из смс. Также предлагается с помощью приложений или банкомата перевести деньги на якобы безопасные счета. А полученные конфиденциальные данные аферисты используют для оформления онлайн-кредитов на потерпевших. Беседуя, мошенники демонстрируют отличные знания финансовой терминологии и очень убедительны в своих рекомендациях. К тому же они становятся изощрённее: в последнее время они начали использовать так называемые телефоны-двойники. В частности, были звонки с номеров, похожих на номера телефонов дежурной части, сотрудников главка и телефона доверия.
Число преступлений с банковскими картами в Волгоградской области:
- 2761 - в 2018 году
- 5716 - в 2019 году
- 8563 - в 2020 году
По словам Константина Титовского, заблуждается тот, кто думает, что главная мишень телефонных аферистов - только лишь старики. Жертвами мошенников нередко становятся и достаточно молодые волгоградцы. Причем зачастую это вполне образованные и финансово подкованные люди.
— На удочку попадаются и люди среднего возраста, среди них — и врачи, и учителя, и даже бухгалтеры. Вот свежий пример. Жительница Волгограда, главный бухгалтер одной из стоматологических клиник. Ей позвонили якобы с телефона доверия главка, человек представился сотрудником правоохранительных органов и попросил помочь банку в поимке его нечистых на руку служащих. Женщина не поверила, но после того, как ей в мессенджер прислали копию служебного удостоверения сотрудника полиции, стала выполнять все указания злоумышленника. В итоге в течение нескольких недель она перевела злоумышленникам 5,6 миллиона рублей! При этом она сама обналичивала деньги и переводила их на указанные счета, оформляла на себя кредиты. Мошенники в таких случаях умело запугивают граждан, объявляя им, что на них несанкционированно "повесили" кредит и эти средства нужно срочно снять и поместить в безопасную ячейку, чтобы вернуть банку. При этом на людей обрушивается шквал звонков от мнимых сотрудников полиции.
Мне лично обидно и больно за людей, оказавшихся в таких ситуациях. Ведь даже, если преступник будет найден, они всё равно останутся банковскими должниками. Вот так рушатся жизни...
Как оградить себя и близких от Отапов Бендеров ХХI века? Просто не вступать в разговоры с ними. Дойдите вместо этого до ближайшего отделения банка и убедитесь лично, что с вашими деньгами все в порядке.
— Стоит помнить, что мошенники — опытные манипуляторы, которые быстро находят "болевые точки" личности и бьют по ним. Поэтому самый простой способ избежать проблем — не вступать в беседу с незнакомыми людьми, даже, если они представляются банковскими служащими и правоохранителями, — советует Константин Титовский. — И ни в коем случае не называть свои банковские данные!
Помните, что все вопросы, связанные с ваши финансами, требуют особого внимания. Не будет сотрудник банка обсуждать их с вами по телефону, как и не будет полицейский кидать вам в мессенджер копию служебного удостоверения. Если вы оказались в подобной ситуации, прервите разговор и лично обратитесь в ближайший филиал банка, чтобы проверить безопасность счетов.
Сейчас мы ведём огромную профилактическую работу: выезжаем на предприятия, в учреждения, в школы, беседуем с людьми. Многие поначалу относятся к нашим предупреждениям скептически, мол, со мной такого им не случится... Но, когда им приводят примеры того, как люди лишались всего, оказываясь в долговой яме, задумываются. Разумеется, методы борьбы с преступностью совершенствуются, выстраивается работа с банками, оперативно блокируются подозрительные телефоны, но нужно помнить, что наша финансовая безопасность, наше благополучие зависят в первую очередь от нас.
Автор: Ольга Багрова