«Бомбежку слышал — страшно было»: в Волгоградской области встретили беженцев из ЛНР и ДНР
Уставшие и измученные неопределенностью люди, наконец, получили возможность выдохнуть и остановиться.
«Украинские силовики ведут огонь по позициям республик», «власти эвакуируют женщин и детей», «уже есть жертвы среди мирных жителей» — за новостными заголовками из непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик стоят человеческие жизни и судьбы. Соотечественники, ставшие в одночасье беженцами, вынуждены покидать свои дома, убегая от тревоги и неизвестности.
На часах почти девять. На вокзале Волжского непривычно многолюдно. Сотрудники полиции и МЧС, психологи и волонтеры, журналисты и представители власти — минувшим вечером все стали частью одного целого в ожидании прибытия первого поезда с беженцами из ДНР и ЛНР.
Волонтеры занимают свои места перед пока «несуществующими» вагонами. Последние инструктажи, вспышки фотокамер. В воздухе тягучее ожидание — операторы один за другим подбегают к краю платформы, высматривая приближающийся состав.
Миниатюрная блондинка в форме МЧС рассказывает журналистам о предстоящей встрече беженцев и дальнейшей работе.
— Люди, которые столкнулись с такими событиями, в любом случае испытывают стресс, и нам нужно минимизировать его последствия, необходимо время, чтобы они почувствовали себя более спокойно, — резюмирует старший инспектор отдела медицинского и психологического обеспечения областного главка МЧС Анастасия Бахарева.
10 вагонов. 433 человека. За этими цифрами — жизненные истории, километры дорог и тревожное ожидание. Сотни женщин и детей, стариков взяли свой нехитрый скарб, оставили привычный быт, любимых мужей и отцов, чтобы отправиться в пугающую неизвестность. Сейчас главный вопрос — что их ждет?
— Опыт работы с беженцами есть. В 2014 году мы также вместе с волонтерами из вузов и сузов обеспечивали проживание, питание эвакуированным, — рассказал журналистам директор ГБУ Волгоградской области «Центр молодежной политики» Роман Тырса. — Сейчас ситуация похожа. Наша задача – встретить, проводить до автобусов, помочь донести вещи, сопроводить до пунктов временного размещения.
Роман добавляет, что ему очень жалко беженцев. Ведь это такие же люди, со схожим менталитетом. Наши, родные. Фраза «своих не бросаем» здесь и сейчас обретает действительно важный смысл.
Уже открыт сбор гуманитарной помощи. Любой желающий может обратиться в здание ресурсного центра по развитию добровольчества на улице Пархоменко, 5 в Центральном районе Волгограда. Здесь готовы принять любую помощь для прибывающих соотечественников из ДНР и ЛНР — вещи, питание, игрушки.
Для размещения беженцев организованы временные пункты в Волгограде и Волжском. Здесь прибывающие получат медицинскую и психологическую помощь, оформят необходимые документы, выстроят первые, но такие сейчас важные планы для дальнейшей новой жизни.
— Волгоградская область готова принять жителей ДНР и ЛНР. Губернатор Андрей Бочаров провел заседание оперативного штаба, даны все необходимые поручения, все службы — МЧС, МВД, медицинские и психологические структуры — готовы к оказанию помощи, — отметила заместитель губернатора Зина Мержоева. — Ожидаем, что сегодня, по предварительным спискам, к нам прибудет 433 человека, среди них 166 несовершеннолетних, в том числе девять грудных детей. Люди находятся в сложной стрессовой ситуации. Поэтому мы понимаем, насколько важно участие и внимание всех служб.
В Волжском развернуты три пункта временного размещения (ПВР): в гостиницах «Ахтуба» и «Спорт-отель», а также в санатории «Ахтуба». В Волгограде беженцев разместят в гостинице «Старт» в Тракторозаводском районе Волгограда. Накануне, сразу после поступления поручения главы Волгоградской области Андрея Бочарова, в администрации города-героя прошло заседание оперативного штаба под руководством главы Волгограда Владимира Марченко. Особое внимание уделено вопросам организации быта, питания и медпомощи.
От МЧС задействовано более 50 единиц техники и 300 сотрудников. От областного комитета транспорта подготовлены 15 автобусов большой вместимости. Именно на них уставших от дороги людей отправят в ПВР.
Тонны морозного воздуха разрывает гул приближающегося поезда. Это довольно странное ощущение. Вроде, обычный поезд, но необычный рейс. Состав замедляет движение, и в окнах на лицах можно разглядеть тревогу, слезы, бесконечную усталость, но вместе с тем и робкую улыбку вместе с надеждой на лучшее.
Волонтеры помогают с сумками, ведут осторожно стариков, спасатели и полицейские забирают на руки маленьких детей. Уставшие и благодарные мамочки делают первый шаг в новом для себя городе. Первый шаг в тревогу мокрого асфальта, первые улыбки, слезы и слова.
— В 2014 мы не выезжали, остались. Но сейчас говорят, что на родине будет гораздо хуже, чем тогда, — женщина не может сдержать эмоций и отворачивается от камер.
Много детей. С любимыми игрушками в руках и слишком взрослыми рассуждениями для своего возраста. Дико странно от ребенка с плюшевым зайцем слышать такие слова, как «война» и «бомбежка», а еще узнавать, что «мама стала часто плакать». На перроне раздается собачий лай — питомцы тоже лишились дома и с любопытством нюхают морозный воздух нового для себя города.
— Ситуация на родине беженцев тяжелая, и наша задача – максимально помочь, чтобы люди почувствовали себя в безопасности, — рассказал региональный координатор «Молодежки» ОНФ Волгоградской области Тимофей Коробкин. — Помогаем с багажом, рассаживаем в автобусы и сопровождаем до ПВР. Координируем, чтобы никто не потерялся.
В пунктах временного размещения вновь прибывших ждут экспресс-тесты на COVID-19, миграционный контроль, вкусный ужин и, наверное, самый крепкий за последнее время сон. Позже беженцы отправятся в пункты временного проживания в Волгоградской области. Простые волгоградцы буквально «обрывают» горячие линии — жители региона готовы принять людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в свои семьи, как родных.
Полные автобусы отправляются в сторону волжской гостиницы «Ахтуба». На входе обязательная термометрия, после — тестирование на коронавирус. Получившие отрицательный результат заполняют документы. При положительном тесте человека проведут в отдельный корпус и, при необходимости, госпитализируют.
На ужин предлагают овощной салат, говяжьи котлеты с гарниром, чай и сладости. Все выглядит довольно аппетитно. По атмосфере внутри зала, по лицам людей читается, что тревога постепенно отступает.
Светлана с двумя детьми приехала из Луганска. До эвакуации женщина на своей малой родине работала бухгалтером.
— Очень понравилось, как нас здесь встретили. О будущем еще даже не думали. Пока просто хочется выжить, — поделилась луганчанка. — Надеюсь, что скоро вернемся. Там муж остался, дом наш.
Максиму 12 лет. Шестиклассник. На вопрос: «Что сейчас происходит дома?», серьезно отвечает: «Война».
— Слышал бомбежку. Мне страшно было. Здесь новый город, новые ощущения. Дома я баскетболом занимался, учился, надеюсь, и здесь в школу пойду, — рассказал Макс.
Напротив сидит его сестра Маша. Девочке 13. Рассказывая о ней, мальчик впервые улыбается.
— Пока это больше приключение, приехали сюда, в новое место. Надеюсь, что не навсегда, — признается Мария.
Девочка-подросток хочет вернуться домой. Ведь там остались любимые питомцы. Их так и не получилось забрать с собой.
Размещение в ПВР полностью оплачивается за счет областной казны. Хорошим подспорьем для прибывших из ДНР и ЛНР станут «путинские» выплаты в размере 10 тысяч рублей. Со всеми необходимыми документами помогут волгоградские специалисты. Дети-школьники в местах проживания смогут продолжить обучение. В зависимости от ситуации, возможны различные варианты: от индивидуального графика до дистанционных занятий.
Минувшей ночью около 150 человек — в основном женщин и детей, в том числе грудного младенца — разместили в гостинице «Старт» в Тракторозаводском районе Волгограда.
— Все поселившиеся обеспечены спальными местами и горячим питанием. При необходимости, Волгоград готов принять и обеспечить необходимыми условиями новых беженцев, — сообщили в мэрии Волгограда.
В соседнюю Ростовскую область отправился первый грузовик с гуманитарной помощью. Депутат ГД РФ от Волгоградской области Андрей Гимбатов накануне заявил о готовности региона к приему и размещению беженцев из Донбасса.
Эти люди, такие же, как и мы. У них за спиной тысячи километров неизвестности, в настоящем — пугающие заголовки новостей. Из непризнанных пока республик они вынуждены уезжать со своими мечтами, планами и представлениями о лучшем мире.
10 вагонов. 433 человека. За этими цифрами — жизненные истории, километры дорог и тревожное ожидание. Сотни женщин и детей, стариков взяли свой нехитрый скарб, оставили привычный быт, любимых мужей и отцов, чтобы отправиться в пугающую неизвестность. Однажды они вернутся на родину. Россия своих не бросает.