Волгоград, 2 ноября. На этой неделе в музее-заповеднике «Старая Сарепта» открывается уникальная выставка, посвященная развитию виноградарства и виноделия в нашем крае.
Атмосферу старого погреба создали в здании, которое некогда занимала лавка «Гольдбах и сыновья». В подвале, под отлично сохранившимися высокими сводами, разместили все многообразие виной тары – от огромных дубовых бочек и небольших бочонков, глиняных кувшинов, до редких в ту пору из-за дороговизны стеклянных бутылок. Рядом можно увидеть различные прессы, с помощью которых из винограда выдавливали сок, а также обстановку, характерную для тогдашних винных погребов поселенцев.
Накануне открытия выставки корреспонденту «Городских вестей» удалось окунуться в домашнюю жизнь жителей Сарепты XVIII столетия, узнать секреты выращивания винограда и изготовления местного вина. Проводником по винному погребку выступил старший научный сотрудник экспозиционного отдела музея-заповедника Алексей ВЕРЕМЕЕНКО.
Под прессом веков
В первый год своего приезда в Сарепту первые поселенцы заложили здесь виноградник, а меньше чем через 10 лет отстроили винодельческий завод.
- Во-первых, вино было необходимо для литургии, - объясняет Алексей Веремеенко. – Во-вторых, одна из привилегий, которую им даровала Екатерина II – возможность торговать вином. Но вывозить его за пределы Сарепты запрещалось. Исключение составляли те случаи, когда за продукцией специально приезжали купцы из других регионов. В Сарепте даже пытались делать даже игристые вина на манер «Донского игристого». Знаменит был и Сарептский бальзам, который изготовляли из виноградного спирта и настаивали на местных травах.
Один из интересных экспонатов «погребка» – деревянный станок, которым давили виноград. Он напоминает большую ступку с худыми деревянными стенками. Сквозь деревянные щели сочится сок, стекая в специальный поддон. Этот пресс был воссоздан уже в наши дни по старинным фотографиям. Единственная отличительная черта – это то, что старинный червячный механизм был выполнен из дерева, который во время работы станка, смазывался дегтем. К сожалению, в наши дни не удалось найти мастера, способного воссоздать деревянную резьбу. И пришлось механизм сделать металлическим.
- Это архаичная конструкция характерна для XVIII века, - объясняет Алексей Веремеенко. -Производительность у нее очень маленькая. Но по сравнению с человеческими руками и ногами – это был прогресс. В конце XIX века богатые люди могли себе позволить цельнометаллические прессы.
Один из таких до сих пор работает у волгоградского фермера на Нижнем Дону. Его производительность – полтонны. Выпущена эта конструкция была в 1905 году и принадлежала до революции зажиточному казаку. Потом на протяжении 70 лет безотказно работала в колхозе, а затем раритетный пресс попал в руки фермера.
Тот, поначалу, не знал, что делать с такой махиной, и даже пообещал отдать ее в музей. Но потом опробовал пресс. А он оказался рабочим. С тех пор фермер стал использовать пресс по назначению. Раритет, хоть и хранится прямо под открытым небом, более ста лет работает безотказно.
Не виноград, а ананас какой-то!
- А много ли вина хранилось в частных погребах сарептян? – интересуемся мы у своего экскурсовода.
- Частные лица делали вина немного, около нескольких ведер, не больше. Делать более крупные запасы не было особой необходимости, так как и белые, и красные вина производились на местном винокуренном заводе. До нескольких тонн вина могло храниться в погребах у Глитча. Этот житель Сарепты имел самый большой виноградник.
Алкоголя выпускалось много, но употреблялся он в умеренных количествах. За злоупотребление крепкими напитками могли и из общины исключить. Были у сарептян ограничения и в курении, хотя имелась своя табачная фабрика.
- Особенности сарептского виноделия заключались в том, что здесь произошло слияние Западно-Европейских и Нижнедонских технологий виноделия, - рассказывает Алексей Веремеенко. Кроме того, здесь была коллекция сортов, Сарепта занималась распространением саженцев. В то время виноград был такой же диковинкой, сродни ананасу. Это сегодня он стал доступен каждому. С теми объемами и разнообразием сортов, которые сегодня выращивают дачники, не по силам тягаться даже колхозу-миллионеру.
Сорт № 666
Местные виноградари придумали свою формировку виноградной лозы – «сарептский веер короткорукавный». Такой больше нигде не встречается. Виноградные лозы были невысокие, чтобы их было легко пригнуть, укрыть. И шпалера делалась с наклоном, таким образом, листья закрывали от солнца грозди.
Сарептские виноградники были посажены на родниках. Именно им колонисты обязаны не только своим здоровьем (их обходила чума и прочие эпидемии), но тем, что влажные почвы сохранили лозы от вредителей и болезней. Оказывается, виноградная тля не любит влажную почву.
В коллекции винных сортов винограда в Новочеркасском институте виноделия под номером 666 хранится сорт Сарпинский. Возможно, это единственный сохранившийся до наших дней фирменный сарептский сорт. Дело в том, что в округе, кроме поселенцев, никто виноградарством и не занимался. В следующем году Алексей Веремеенко собирается поехать в Новочеркасск, чтобы более подробно познакомится с сортом, и возможно, привезти его в наши края.
- В наших планах уже в следующем году посадить виноградник на несколько соток на берегу Сарпы, - говорит он. - Если в Волгограде будет проходить чемпионат мира по футболу, то приедут туристы, которых нужно будет как-то развлечь. А как раз к 2018 году виноградник уже будет 5-6 летним. Будет что показать.
В Сарепте виноградарство претерпело упадок только после революции. А в 30-м году суровая зима погубила последние виноградники. Спустя 10 лет виноградники стали появляться в Сталинграде в совхозе Тепличный, на Ергенях. Там стал сажать разные сорта, и выводить новые селекционер Петр Цехмистренко. Но это уже другая история.