В Волгоградской области обсудили новый федеральный закон о местном самоуправлении
Накануне его в первом чтении рассмотрела Госдума.
В Волгоградской областной думе сегодня, 1 февраля, прошло обсуждение проекта федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Государственная Дума готовится после 23 февраля рассмотреть его во втором чтении. И сейчас собирает мнения субъектов России об инициативе. В первом чтении федеральные парламентарии приняли законопроект в конце января.
Волгоградская областная Дума ранее уже поддерживала концепцию проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Сегодня же прошло более детальное обсуждение документа, который направлен на улучшение организации и эффективности работы местного самоуправления в интересах жителей. Для этого предлагается ввести более простую, одноуровневую, систему, более детально обозначить полномочия и усилить ответственность глав муниципалитетов.
– Достаточно долгое время Россия и регион живут по 131-ФЗ, который устанавливает основные принципы местного самоуправления. Мы уже увидели плюсы и минусы действующего закона. И главная серьезнейшая его проблема в том, что те полномочия, которые даны поселению, сейчас не всегда финансово подкреплены. Людям неважно, кто и за какие полномочия отвечает, им важно, чтобы в селе было чисто и обустроено, работала школа и детсад, действовали системы газо- и водоснабжения, был медпункт. И не всегда на месте была возможность решить возникающие проблемы. В регионе мы, конечно, находили способы для помощи. Губернатор Андрей Бочаров лично выезжает в муниципальные районы и потом ставит задачи перед органами исполнительной власти, депутатами облдумы, и мы принимаем региональные программы. Но все они действуют на условиях софинансирования, где муниципальных средств на проектирование дорог, коммунальных систем просто не хватает. Проблема откладывается на потом. Предложенный вариант закона позволит снять эти вопросы. Ключевая линия нового закона – решать более успешно проблемы простых людей, – отметил депутат облдумы Сергей Булгаков.
В проекте предусмотрены три вида муниципальных образований: городской и муниципальный округа, а также внутригородская территория городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Общая структура органов МСУ остается прежней. В нее входят представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Для должностных лиц действует единый срок полномочий – пять лет. При этом в структуре местной администрации могут быть территориальные (поселенческие) и отраслевые органы.
– Я уверен, что практически все райцентры и муниципальные районы нашей области можно объединять. Вот, скажем, глава Котельниковского района также отвечает за Котельниково, как и руководитель этого города. Объединение позволило бы избежать дублирования функций органов местного самоуправления и, таким образом, дало возможность более оперативно реагировать на проблемы, с которыми обращаются жители. Мы ведь не раз сталкивались с ситуацией, когда людям приходилось бегать по кругу, выясняя, в чьих полномочиях находится решение того или иного вопроса, – отметил депутат Госдумы Виталий Лихачев.
По его словам, нововведение поможет сэкономить и средства, которые нужно по максимуму, прежде всего, вкладывать в развитие территорий.
– Многих волнует и то, что предлагается упразднить должности глав сельских поселений. Но мы видим, что сегодня у них почти ничего нет, чтобы в полной мере выполнять свои полномочия. Им приходится обращаться за поддержкой либо к фермерам, коллективным хозяйствам, либо в район. Вместо главы поселения будет специалист в районной администрации, отвечающий за территорию, – сказал Виталий Лихачев. – Все предлагаемые нововведения, конечно, требуют обсуждения, необходимо взвесить все плюсы и минусы. Поэтому мне, как депутату Государственной Думы, хотелось сегодня услышать мнение тех, кого они прежде всего коснутся, тех, кто работает непосредственно на местах. Мы ждем от муниципалитетов предложений и готовы донести их до федерального центра.
В новом законопроекте единственный способ формирования представительного органа МСУ являются выборы. Глава муниципалитета может быть избран голосованием местных жителей, представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, выдвинутых губернатором. Вместе с тем глава региона будет вправе вынести руководителям муниципалитетов и местных администраций предупреждение, выговор или же инициировать их отставку за плохое исполнение полномочий.
– Важный аспект – так называемая двойная ответственность главы муниципального района: перед избравшими его людьми и перед высшим должностным лицом региона – губернатором, – подчеркнул Сергей Булгаков.
В числе нововведений также новые подходы к разграничению компетенции между муниципальными и государственными органами. У МСУ будет 27 неотъемлемых полномочий: принятие устава и бюджета, формирование местных налогов и правил благоустройства. Еще 28 полномочий за ними могут закрепить в рамках регионального законодательства.
– Главы муниципалитетов и местные депутаты высказали свое мнение, что, действительно, этот закон нужно принимать. Сейчас бюджеты большинства поселений минимальны, средств едва хватает на текущие расходы. Переход к одноуровневой системе местного самоуправления позволит в городских и районных бюджетах сосредотачивать ресурсы для развития территорий, более активно участвовать в региональных программах. В целом эта модель представляется более взвешенной, эффективной и управляемой, – пояснил глава Дубовского района Василий Улитин, который также участвовал в сегодняшнем заседании облдумы.
После принятия новый закон вступит в силу с 1 января следующего, 2023 года. У него будет переходный период в течение пяти лет.
Госдума планирует рассмотрение законопроекта во втором чтении после 23 февраля. К этому времени учтут все замечания и предложения региональных и местных властей, общественников.