Технологии лжи и создания фейков. Волгоградский эксперт о том, как дурят избирателей на выборах
Эксперт НОМ рассказал, как распознать фейки и не попасть в сети манипуляторов.
Одним из грязных методов борьбы за власть является манипуляция общественным сознанием. Суть ее проста - распространение дезинформации и фейков. И важнейшей мишенью таких фейк-атак являются выборы – очень чуткая сфера личного доверия, тревог и надежд в отношении будущего. На базе ИА «Россия сегодня» накануне обсудили доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Фабрика фейков: информационные риски и угрозы индустрии делегитимации выборов-2021». Один из авторов, Антон Лукаш, рассказал, какие методы чаще всего используют манипуляторы.
Фабрикация фейков состоит из нескольких этапов.
— Все этапы соотносятся со стадиями избирательного процесса, — говорит член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга Антон Лукаш.
- На первом этапе, до старта избирательной кампании объектом фейковой атаки было российское избирательное законодательство, якобы репрессивное в отношении оппозиции и не соответствующее демократическим нормам.
- На втором этапе, основной акцент смещался в сторону якобы намеренного недопущения оппозиции и так называемых независимых кандидатов к участию в выборах.
- На третьем этапе, в ходе предвыборной агитации распространяется информация о создании неравных условий для кандидатов.
- На четвертом этапе, во время голосования в фокусе нашего внимания окажутся, скорее всего, фейки о так называемых нарушениях на избирательных участках – «вбросах», «каруселях», использовании административного ресурса, принудительном голосовании, «рисовке» правильных цифр, нарушениях в отношении в представителей оппозиционных кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей.
- На пятом, поствыборном, этапе к процессу фабрикации фейков подключаются «ученые», «эксперты» и «аналитики», которые при помощи псевдонаучных манипуляций стремятся доказать массовые нарушения.
Разоблачение фейков, по словам Антона Лукаша, осложняется особенностями восприятия информации. Все, что сказано эмоционально, ярко и свежо преподнесено, большинством людей воспринимается как истина в первой инстанции, которую затем тиражируют уже как личную.
— На этом основаны известные высказывания «Чем чудовищнее ложь, тем сильнее в нее верят!» и «Вы не рефлексируйте (насчет достоверности), вы распространяйте, пусть отбиваются (раз оправдываются, значит, виноваты)!», — говорит эксперт. — Чтобы не дать себя обмануть, можно использовать простые правила распознания фейков.
Как распознать фейк?
- Первое, на что следует обязательно обращать внимание, это конкретные доказательства.
— Фейкоделы никогда не приводят настоящих доказательств - документов, аудио-, фото-, видеоматериалов, позволяющих определить время, место, участников и свидетелей нарушения, — консультирует эксперт. — Вместо этого вас ждут: анонимные или непроверяемые «участники», «свидетели» или «эксперты», которые звучат так – «один человек», «знакомый с избирательного участка», «источник из администрации» и т. п.; несоответствие заголовка содержанию, тревожные или провокационные комментарии, сопровождающие фото или видео, на котором ничего незаконного не происходит. - Второе, что должно насторожить, — обилие однотипных постов в соцсетях, содержащих субъективную оценку, личные мнения, призывы и к немедленному распространению («пока не удалили!!!»).
— Вот пример методики, как продвигается фейк: создается и размещается текстовый пост, видео или мем. Затем подключаются боты или "тролли" для увеличения количества лайков и акций и поддержки лжи в крупнейших социальных сетях. Далее происходит формирование, поддержка и пополнение постоянной аудитории, развитие отношений с «ЛОМами», экспертами, СМИ и сочувствующими. Затем сообщение продвигается в аудитории реальных людей, которые сами его усиливают. Если контент является вирусным или запускает трендовый алгоритм платформы, то его выталкивает на широкие просторы социальных сетей. Сообщение, влияющее на количество просмотров и рейтинг, подхватывают СМИ, вовлекая аудиторию далее. Если фейк выявлен, то следует защита или корректировка позиции с использованием возможностей ботов, "троллей", кибербуллингом в отношении экспертов-разоблачителей.
Отдельно Антон Лукаш останавливается на так называемой карте нарушений признанного иностранным агентом «Голоса», где фиксируется информация о якобы состоявшихся «нарушениях» на выборах:
— Эта информация впоследствии используется западными структурами для делегитимизации выборов в России. Но внимательнее: «Карта», оказывается, публикует без обратной связи непроверенную информацию из непроверенных, анонимных источников. Цитирую разделы «Карты нарушений». «Материалы сайта являются добровольными сообщениями пользователей о возможных нарушениях избирательных стандартов и законодательства, которые публикуются без предварительной проверки в версии пользователей с целью проверки содержащихся в них сведений и принятия мер реагирования со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов, средств массовой информации, политических партий и кандидатов». «Сервис подразумевает принцип «краудсорсинга», когда пользователи сами генерируют содержание сайта, а организаторы проекта берут на себя лишь первичную модерацию и техническое сопровождение». Логично было бы «Голосу», который берется рассуждать о честности голосования, назвать честно и свой проект, переименовав «карту нарушений» в «карту непроверенной информации о возможных нарушениях».
Лукаш напоминает, что в Волгоградской области создана система разоблачения фейков и профилактики нарушений в сфере выборов:
— Общественной палатой региона, экспертным сообществом НОМ, НКО решены серьезные задачи. Среди них обучение почти 4000 лиц, желающих быть наблюдателями на выборах в Госдуму, создание системы видеонаблюдения; организация обсуждений вопросов наблюдения и мониторинга на выборах с участием экспертов, известных юристов, представителей власти, правозащитных и общественных организаций, адвокатуры, профессорско-преподавательского состава; мониторинг соцсетей и медиаресурсов, распространение опровержений фейков в информационном поле.