Волгоград, 17 октября. В бытность депутатом областной Думы Роман ГРЕБЕННИКОВ часто возмущался непомерно высокими коммунальными платежами. На встречах с избирателями он доказывал, что тарифы просто обязаны быть ниже. Но когда вдохновленный электорат вручил красному обольстителю ключ от города, быстро выяснилось, что коммунального рая от него ждать не приходится. К тому же быстро выяснилось, что практически все коммунальные свершения юного мэра носят скандальный, а порой и просто криминальный характер. Последствия город расхлебывает до сих пор.
Роман с золотыми яйцами
Придя к власти, Гребенников быстро указал на дверь старому коммунальному оператору и объявил конкурс на привлечение нового. Из множества претендентов выбрали ОАО «Коммунальные технологии Волгограда». Не потому, что лучше и богаче других, — «Росводоканал», например, обещал инвестиций гораздо больше. Истинная причина стала ясна, когда проигравшие раздули судебный скандал и вывернули наизнанку всю подноготную победителя.
В прессе появилась информация о том, что генеральный директор ОАО «КТВ» Леонид СУХОТЕРИН до этого занимался коммуналкой в Кирове. Его называли человеком «Реновы», да и Гребенникова подозревали в связях с хозяином этой промышленной группы Виктором ВЕКСЕЛЬБЕРГОМ. Говорят, что структуры известного любителя яиц Фаберже вложили в избирательную кампанию молодого коммуниста большие деньги, а долги, как известно, требуют отдачи. Не деньгами, так преференциями. Поэтому, когда «КТВ» выиграло торги за волгоградскую коммуналку, никто не удивился.
Соперники этой фирмы оспорили неправедное, как им показалось, решение по аукциону. Суды длились долго, большую их часть мэрия проиграла, но за «КТВ» держалась мертвой хваткой, мотивируя это тем, что победитель обещал погасить долг предыдущего оператора — около 1,3 млрд. руб. Лишь после того, как в арбитражном суде Саратова отклонили очередную апелляцию мэрии, а ГСУ ГУВД усмотрело в действиях руководства ОАО «КТВ» признаки «причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенного организованной группой», горе-руководители поняли, что пора менять тактику.
А что же коммунальные трубы, спросите вы, которые победитель торгов эксплуатировал целый год, аккуратно складывая на свои счета наши денежки? Да ничего. Под тем предлогом, что инвестиции могут к нему не вернуться, он их попросту заморозил, а из обещанных 60 км сетей отремонтировал только 3,5. С долгами получилось еще печальнее. За время работы в городе «КТВ» не только не расплатилось, как обещало, за своего предшественника, но обросло ими еще больше. Как следствие горожане получили новогодний сюрприз в виде скачка тарифов. Необходимость этого в мэрии объяснили грехами прежних градоправителей и, конечно же, неправедными действиями вышестоящих властей, не дающих городу денег. Но к тому времени в это уже мало кто верил, и горожане начали выстраиваться с плакатами типа «Где Роман, там обман».
ГКЧП муниципального розлива
Между тем Гребенникова осенила другая гениальная идея. Частников, заявил он, надо из коммуналки прогнать и все передать мэрии в лице МУПов. Любимым реформам экс-мэр предавался самозабвенно. Кто там говорит, что ООО «ЖЭК», которое на тот момент эксплуатировало 95% жилого фонда, работает эффективно? И как может быть эффективной структура, если деньги в нее идут в обход мэрии? Недоразумение надо исправить!
Исправили быстро и жестко. Вскоре значительная доля акций ООО была приобретена АО ИВЦ «ЖКХ и ТЭК», собственником которого является мэрия. Параллельно с этим владелец 95% акций «ЖЭКа» — ЗАО «РЭС» — заявил о своем намерении выйти из состава учредителей и затребовать свою долю — порядка 95 млн. руб. Для ООО «ЖЭК» это означало банкротство, причем преднамеренное. На этой версии настаивал руководитель «ЖЭКа» Юрий ШМАНЯК, указывая на то, что после этой процедуры на улице останутся 5 тыс. сотрудников предприятия.
Но какое это имело значение для Гребенникова, который с лихорадочным энтузиазмом торопился построить свое светлое будущее? В городе стремительно создаются такие управляющие компании, как «Жилкомфорт», в которых поначалу кроме директора с портфелем да секретарши никого не было. Наполняли их тем, что уводили из «ЖЭКа» якобы через процедуру голосования жильцов, которые об этом не ведали ни сном ни духом. При этом самого Шманяка бомбил требованиями выплатить долг за акции гендиректор ЗАО «РЭС» — уже знакомый нам Сухотерин. Ну а кто же еще, если речь о таких деньгах идет?
Реакция мэра на просьбу о помощи (муниципалитет к этому времени фактически уже был собственником компании) оказалась очень своеобразной. Не утруждая себя встречей с неугодным директором, он через посредников передал ему свою «черную метку» и назначил на его место своего однокурсника Вячеслава ДЬЯКОВА. После этого уже никто не мешал ООО «ЖЭК» расстаться с деньгами квартиросъемщиков и окончательно обанкротиться. Оставалось только заявить, что никаких конкурсов на право аренды ЖКХ больше не будет, потому как мэрия намерена все взять в свои руки и рулить коммуналкой с помощью МУПов.
Кстати, одним из отцов-основателей этих структур по праву считается бывший вице-мэр Игорь КУЛИКОВ, против которого возбуждено уголовное дело по обвинению во взятках. На момент создания МУПов, впрочем, он чувствовал себя уверенно и вслед за своим шефом сурово заявлял, что возврата ЖКХ в частные руки не будет. Коммунальный ГКЧП во главе с Романом Гребенниковым отныне все будет контролировать лично. Ну и что ж, что у МУПов ничего нет, что им не дают лицензию и по этой причине не устанавливают тарифы? Денежки-то граждане и так несут по квитанциям.
И ведь несли. Некоторые даже не по двум сразу. С приходом МУПов в городе началась настоящая чехарда с платежками. Многие горожане стали получать сразу по несколько квитанций на оплату услуг. Выписывавшие их структуры настаивали на том, что это именно они в поте лица трудятся, обслуживая дома, требовали немедленной оплаты, грозили судами и выселениями, доводя бедных квартиросъемщиков до нервного срыва. По городу поползли темные слухи о криминальных разборках на коммунальном рынке. Вчерашних почитателей особенно пугали предположения, что стоят за этим структуры, близкие к бывшему мэру Гребенникову. За обсуждением этого коммунального триллера очередной взлет тарифов прошел почти незамеченным.
Только в последние месяцы волгоградцы стали потихоньку забывать об этих разборках, да и двойные платежки никто больше в их почтовые ящики не приносит. А может, и не было никаких боев? Может, и правда хотел отставной мэр как лучше, да не по себе шапку примерил? Слишком тяжелой оказалась она для бывшего депутата, поднаторевшего в другой науке — демагогии. А то, что в итоге мы все оказались у разбитых дорог и труб, — так это издержки нашей собственной доверчивости. Потому что голосовать надо было умом, а не сердцем.