Эротика начала XX века: обнаженные женщины и любовь к искусству
Илья Машков любил рисовать женщин и трижды был женат. А в промежутках между браками заводил романы с ученицами, натурщицами, художницами... Такой чувственный был человек!
Илья Иванович Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону: сейчас это Урюпинский район Волгоградской области. Но поскольку в Волгограде находится музей ИЗО имени Ильи Машкова, мы считаем его волгоградцем.
Илья был старшим из девяти детей в малообеспеченной семье мелкого лавочника. Поэтому образование ему не светило. И по всем законам судьбы стать великим художником он не должен был.
«А разве этому учатся?»
После трех лет в начальной приходской школе мальчика отдали в «люди». Он стал прислуживать в лавке и это занятие люто ненавидел. Единственная радость была у Ильи: он очень любил рисовать с раннего детства. И даже в торговой лавке нашел применение своим талантам: рисовал вывески и примитивную рекламу. И однажды его творения увидел учитель местной мужской гимназии.
Учитель спросил, не думает ли юноша об обучении живописи. Илья несказанно удивился: «А разве этому учатся?» Перед начинающим живописцем распахнулся целый мир, в котором, оказывается, можно всерьез делать то, что ему очень нравилось – рисовать.
Обнаружив, что есть, оказывается, такая профессия - художник, Илья Машков тут же круто поменял свою жизнь. Он вообще, судя по биографии, был решительным человеком, и не боялся резких поворотов судьбы. 28 февраля 1889 года Машков ушел из лавки (и на всю жизнь запомнил эту дату) и решил все свое время посвятить подготовке к экзаменам. В этом же году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его учителями были Корин, Васнецов, Горский, а главное – Третьяковская галерея и Румянцевский музей, в которых он проводил всё свободное время. И рисовал, рисовал, рисовал: учился, глядя на картины великих мастеров прошлого, и искал свой стиль.
Обучение было успешным, уже в 1902 году Илья Машков награжден премией Сергея Третьякова. Но незадача – хоть он и нашел своё призвание, деньги вовсе не начали литься потоком. Неизвестно точно, сам ли он решил или кто-то предложил это, но достоверный факт, что в 1904 году Илья Машков покинул училище и открыл собственную частную школу обучения живописи, которая просуществовала до 1917 года.
«Бубновый валет» и «радость дикаря»
Именно в этой частной студии вместе с художником Петром Кончаловским Илья Машков создал знаменитое объединение авангардистов «Бубновый валет». Дела пошли неплохо, и уже в 1908 году Машков смог позволить себе пятимесячное путешествие по Европе. Там он знакомился с новыми художественными течениями в Германии, Франции, Испании, Австрии, Англии. А по возвращении живописец решил продолжить и собственное обучение, ради чего снова пошел в Московское училище живописи на курс к Серову и Коровину.
Одновременно Машков стал участвовать в художественных выставках. И его увлечение Матиссом, картины которого он увидел во Франции, видно в первых работах: сочных, очень ярких, даже кричащих. Поэтому один из критиков написал о работах Ильи Машкова: «чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это».
Но Машкова критика в газетах совсем не смущала. Он ведь был авангардистом. И как человек искусства прекрасно понимал, что скандал — лучшая реклама.
В это время в России наибольший успех имею я в смысле ругани», – смеялся художник.
А следом за руганью пришло признание.
Несколько картин Ильи Машкова были выставлены на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Художнику было очень приятно узнать, что Серов и Матисс единодушно посоветовали известному коллекционеру Морозову приобрести его «Синие сливы».
Как авангардист, революционно подрывающий устои традиционного искусства, Машков и революцию 1917 года принял с восторгом. Он ожидал от нее многого. Знал бы он, что в 1937 году его сын будет репрессирован как враг народа!
«Хлеба» пекла третья жена Машкова
Илья Машков трижды был женат. А в промежутках между браками заводил романы с ученицами, натурщицами, художницами и т. п. Такой чувственный был человек! И эта «дикарская» тяга к телесным удовольствиям чувствуется в его «вкусных» натюрмортах и портретах обнаженных купальщиц.
На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925 году Машков выставил знаменитый триптих «Снедь московская»: «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками.
А в это время страна мучительно отходила от военного коммунизма и приближалась к годам голода в Поволжье. На картинах Машкова при этом роскошь и изобилие еды. Такое впечатление, что он просто соскучился по вкусной и красивой пище. И эта ностальгия заставляла его рисовать всякую вкуснятину.
Превращал церковь в Дом культуры
Но от Машкова все время ждали революционного шедевра. Намекали ему, что пора бы уж. И тогда художник возвращается в родную станицу Михайловскую, на территорию нынешней Волгоградской области, чтобы осчастливить земляков.
Он хотел построить там образцово-показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой». Машков был мечтателем и идеалистом.
Художник настоял, чтобы в станице Михайловской в церкви вместо иконостаса повесили портреты Ленина и Сталина, а над куполом вместо креста водрузили красный флаг.
Станичники, однако, были от этого не в восторге. И едва не побили художника.
А обиженный в лучших чувствах Машков настрочил послание в органы: «кулацким агентам и другим вредным элементам как в городе Урюпинске, так и в хуторе Михайловском – изменения не по вкусу. Установить, кто именно персонально это такие люди, для точности и пользы дела при желании вышеперечисленные органы могут выяснить в кратчайшие сроки сами».
Однако пребывание на родине все же пошло на пользу таланту художника. В станице Михайловской Машков написал такие знаменитые свои шедевры, как:«Колхозница с тыквами», «Пионерка с горном», «Девушка с табачной плантации», свои многочисленные «тыквы»-натюрморты и виды «Станица Михайловская», «Площадь Михайловской».
В годы Великой Отечественной войны Машков отправился по собственной воле в Лефортовский госпиталь, где писал военных, партизан и медработников. Чуть больше года он не дожил до Победы. Умер художник в Москве в 1944 году, так и не узнав, кто победил в Великой Отечественной войне.