Купцы дореволюционного Царицына настороженно относились к автомобилю.
Конец второго месяца зимы ознаменован знаковой для всех автомобилистов датой: на этот период приходится день рождения автомобиля. Именно зимой 1886 г. изобретатель Бенц получил патент на первый в мире бензиновый автомобиль.
«Разъезжали на откормленных рысаках»
Конечно, дореволюционный Царицын стремился быть технически прогрессивным городом. По воспоминаниям К. А. Скальковского, «В стране ига и свободы», написанном во второй половине XIX в: «С открытием Грязе-Царицынской железной дороги Царицын теперь важный торговый пункт, служащий для перегрузки товаров, идущих из Персии, Закавказья и Астрахани и направляющихся прямо к Москве, минуя Нижегородскую ярмарку». Царицын за короткое время разросся, и этот рост было не остановить, в нем открылись 2 банка, настоящей экономической силой были купцы. Но они пока разъезжали не на новеньких авто, а, цитирую господина Скальковского,«на откормленных рысаках с разодетыми в яркие цвета толстыми купчихами».
Но технические новинки наступали. Можно было оформить заказ и выписать из Москвы, из Торгового дома Георгия Жемлички, велосипеды «Гумберт», «Флит», «Дерби» и мотоциклы «Ариэль». Из Германии можно было получить съемный бензиновый мотор «Луксус», который волшебным образом превращал обычную лодку в моторную, а велосипед — в мотоцикл. Для этого по требованию клиента даже бесплатно рассылался «каталог новейших моторов», специально переведенный на русский язык.
В 1913 г. в Москве можно было приобрести иностранный автомобиль, оснащение которого было не таким уж и плохим для начала XX в. Чтобы составить впечатление о начинке старинного авто, перечислим лишь некоторые его составляющие: четыре цилиндра, карбюратор, охлаждение термосифоном, рычаги скоростей и ручного тормоза посреди коляски, передача карданом и так далее. Неплохая оснастка, и сумма технической новинки соответствующая — 2800 дореволюционных царских рублей.
Популярность экипажной лавки
Но причина того, почему не так много автомобилей ездили по дорогам хоть и уездного, но богатеющего града Царицына не только в высокой цене технической новинки. Просто слишком сильна была привычка выбирать для передвижения экипажи, запряженные лошадьми. Работала инерция сознания, и к тому же слишком уж большая индустрия была создана в сфере иных, более традиционных, средств передвижения. На центральных улицах любого города на почетном месте находились магазины, лавки и торговые дома, продававшие экипажи, кареты, сбруи и английские шоры как парные, так и одиночные, седла всех видов — от дамских до казачьих — и прочие виды конюшенных принадлежностей.
Даже нижегородская ярмарка немного отставала от технического прогресса. Так, в начале XX в. здесь было не найти автомобиля. Нижегородская ярмарка, несмотря на то что в начале XX в. немного потеряла свое значение, по-прежнему играла выдающуюся роль в торговой жизни России столетней давности. Ярмарка представляла собой целый отдельный город с лихорадочной кипучей жизнью, с тысячами жителей, оживленный и шумный в течение двух ярмарочных месяцев. В это время здесь работали около 17 тысяч (!) магазинов, контор и товарных складов. Наиболее оживленными на ярмарке были Макарьевская, Царская, Модная, Александро-Невская и Нижегородская улицы. Последней считалась самой и в ее конце экипажный ряд, где продавалось все: от экипажей до рессор и ковриков под ноги.
Владельцы «экипажно-шорной» индустрии понимали: автомобиль является антагонистом их товаров, и если он завоюет рынок, то вытеснит их: автовладельцам седла и сбруи не нужны.
Ремонт любимой «колесницы»
Однако, несмотря на опасения, прогресс постепенно проникал в дореволюционный Царицын. Знаменитая тогда крупнейшая фирма по изготовлению изделий из резины — «Проводник» стала во многих российских городах открывать собственные склады: в Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Казани. Не был обойден вниманием и наш Царицын. На царицынском складе каждый желающий мог наряду с резиновыми калошами и непромокаемыми плащами купить и шины для экипажей, велосипедов и автомобилей. То есть царицынский автовладелец эпохи начала XX в. мог приехать в дом на Гоголевской улице, где находился фирменный склад, и приобрести в соответствии с моделью своего авто шины. Это был колоссальный маркетинговый прогресс, потому как теперь не надо ломать себе голову — в каком городе продается необходимый автотовар, составлять заказ и ждать его исполнения по почте.
Если у автовладельцев дореволюционного Царицына происходила поломка «железного коня», то им прямой путь был в царицынский механический чугунно-литейный завод Василия Ивановича Барышева, расположенный в собственном доме г-на Барышева на углу ул. Хвалынской и Козловской. Здесь в начале XX в. изготовляли приводные валы, подшипники с кольцевой смазкой, подвески, ременные шкивы, зубчатые, конические и цилиндрические шестерни, а также проводили ремонт пароходов, паровых машин, нефтяных, газогенераторных двигателей и бензиновых моторов к автомобилям.
Наталья ЖУРБИНА.