Выйти сухими из воды: в Волгограде стоки направят в нужное русло
Областная столица всегда отличалась погодным непостоянством: то жара и засуха, то небо вдруг разразится ливнем, обрушив на улицы месячную норму осадков. Сразу и много принять такой «благодати» городу не всегда по силам, подводят старые ливневые сооружения. Чаще всего такая картина случается весной и летом — вода ненадолго замирает, выискивая путь отступления, а машины и люди оказываются её заложниками. Есть ли выход из проблемы, попытались выяснить «Городские вести».
Досталось в наследство
Проблемы с городскими ливнёвками есть практическим во всех городах, включая Москву. Но от этого нам, волгоградцам, не легче. Очень хочется видеть свой город красивым, а также знать, что новые дороги, которых всё больше строится в Волгограде, не падут жертвой дождей.
– Долгое время обслуживанию ливневых канализаций в Волгограде не уделялось нужного внимания. У города на это не было средств, – говорит Александр Хабаров, заместитель руководителя МУ «Комдорстрой». – Отрадно, что с 2015 года муниципалитет взял состояние ливневых канализаций на особый контроль и ситуация стала меняться.
В Волгограде пять лет назад не только не строили новых дорог, но и к старым отношение было, прямо скажем, не отеческое. Даже схемы ливнёвок были полностью утрачены, и сейчас муниципалитету приходится восстанавливать документы, используя архивные сведения.
Дождался Волгоград и дорожной революции — в последние годы в областном центре возводятся и ремонтируются сотни километров магистралей. На всех объектах предусмотрена система отведения ливневых вод.
Наглядный пример — улица Электролесовская. Строительство крупного объекта — нового участка дороги, которая станет полноценным дублёром второй продольной магистрали и соединит Кировский и Советский районы, началось с обустройства «ливнёвки».
Здесь рабочие МУП «ДСЭР Советского района» уложили более километра трубопровода ливневой канализации диаметром до 500 мм и устроили несколько десятков технологических колодцев. Общая площадь водосбора составит свыше 50 тысяч квадратных метров.
Хозяйский подход
Обслуживание и ремонт сетей ливневой канализации, отмечают в мэрии, на сегодняшний день в Волгограде входит в перечень мероприятий по текущему содержанию городских дорог. Эта работа ведётся силами муниципальных дорожных предприятий МБУ «Северное» и МУП «ДСЭР Советского района». Автопарк обеих организаций обеспечен всем необходимым – от спецтехники до финансирования.
В том, что промывка городских ливнёвок — дело трудоёмкое и каждодневное, «Городские вести» убедились, побывав вместе со специалистами на одном из объектов.
МБУ «Северное» обслуживает четыре района Волгограда — Центральный, Дзержинский, Краснооктябрьский и Тракторозаводский. По словам начальника участка содержания улично-дорожной сети Александра Урядникова, облегчить задачу поддержания в надлежащем состоянии ливневого хозяйства коммунальщикам помогают плановая работа и постоянный мониторинг ситуации.
– Не припомню ни одного аврала, с которым мы не смогли справиться за последнее время. Для этого у наших коммунальных служб хватает и опыта, и техники, – отмечает Александр Урядников.
На первый взгляд прочистить ливнёвку просто. С дождеприёмного колодца снимается решётка, затем рабочие специальной лопатой извлекают оттуда мусор. При очень большом загрязнении на помощь приходит илосос. Глубина колодцев составляет от 60 сантиметров до 10 метров. Такой разброс объясняется тем, что Волгоград — город террасный, спуск от Третьей до Первой продольной имеет большой наклон.
После механической очистки на дождеприёмник приходит вторая бригада, которая промывает его. Подключается техника: каналопромывочная машина с помощью стометрового бронированного шланга освобождает колодец от остатков грязи.
Струи, которые бьют из шланга, обеспечивают ему цикличное реактивное движение, и он таким образом протаскивается в трубу дождеприёмника. Вода из шланга поступает под огромным давлением — 250 атмосфер. Такой силой можно в считанные секунды перерубить проросшие в ливнёвку корни деревьев.
Колодцы промывают «единым пучком» (штук по 50–70 за раз) — столько обычно подключено к одному коллектору. Затем промывают сам коллектор до выхода в локальные очистные сооружения.
– Когда синоптики сообщают о предстоящем дожде, у нас меняется структура работы, – объясняет Александр Урядников. – По объектам отправляются патрульные группы, которые осматривают дождеприёмные колодцы и решётки на них. Всё это должно быть свободно от мусора.
По законам нового времени
В задачу властей входит не только предотвращение подтопления городских дорог и улиц. В числе приоритетов не допустить загрязнения Волги, которая принимает сточные воды. Сегодня это становится реальностью.
Строительство локальных очистных сооружений (ЛОС) ведётся в рамках национального проекта. В результате его реализации экологическая ситуация в Волгограде улучшится, а ждать осталось недолго — до конца 2021 года в областном центре будет построено 13 ЛОСов.
На водовыпуске по улице Калинина в Ворошиловском районе подрядная организация уже приступила к монтажу подземного очистного оборудования для ливневых стоков. Внутри сооружения будет функционировать многоступенчатая система, которая очистит поступающие в коллектор ливневые стоки от мазута, песка и других взвешенных веществ.
Всего вдоль берега Волги до конца 2021 года в городе появится 13 аналогичных объектов.
Как было и как стало
Все мы можем вспомнить истории о том, как когда-то, неромантично закатав штаны до колен и сняв обувь, шагали по городу под проливным дождём. Не важно, какой силы он был — выходить сухим из воды в былые времена удавалось редко.
Тогда городские потопы были связаны с бесхозяйственностью: большинство ливневых колодцов свою функцию не выполняли, будучи наглухо забитыми всяким мусором, а весомая часть из них и вовсе были закатаны в асфальт — так, помните, раньше делали ремонт дорог.
Нынче времена другие: возвращение домой с мокрыми ногами признак того, что город накрыл аномальный ливень, выдав за пару часов чуть ли не месячную норму осадков. Впрочем, не всегда виноват разгул стихии. Порой дело доходит до курьёзов. В этом плане показателен случай, который вспоминает жительница Советского района.
– Недавно бежали домой с сыном во время ливня в районе остановки «Зелёное кольцо». Откуда там столько воды, понять не могу, ведь на дороге шла укладка нового асфальта, – удивилась Виктория Шульгина.
История на самом деле забавная. Как выяснили «Городские вести», на проспекте Университетском в рамках реконструкции в мае нынешнего года рабочие сняли изношенный слой асфальта и ливнеприёмники оказались на 10 см выше уровня дороги, а тут дождь… Вот на эти 10 см и стало на время здесь глубже. Пока не уложили верхний выравнивающий слой.
Такое вот совпадение обстоятельств, позволившее вспомнить, как оно было тут раньше.
И ведь неплохо лежит…
Кстати, чугунные решётки ливнёвок — лакомый кусок для сборщиков металлолома. В позапрошлом году на Первой продольной за одну ночь вандалы украли порядка 60 штук. К сожалению, заменить чугунные изделия на пластиковые сложно, такой материал с трудом выдерживает транспортную нагрузку наших дорог. Вот и приходится выходить из ситуации. Например, ставить стальные решётки.