Выпускники ВолГУ и МГУ разработали уникальный робототехнический проект
Свое изобретение группа молодых ученых назвала «микроидом».
Выпускники физико-технического института кафедры радиофизики Волгоградского государственного университета Андрей Антонов и Алексей Калмыков, выпускница института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ Елена Антонова и выпускник МГУ Сердар Курбанов создали и разработали уникальный робототехнический проект – микроид. Что такое микроиды, как появилась идея их создания и где их можно применять? Об этом рассказал пресс-службе Волгоградского госуниверситета вдохновитель проекта, разработчик и «генеральный конструктор» Андрей Антонов.
– Андрей, расскажите, что же это такое «микроид»?
– Наш проект – это некая альтернатива робототехническим конструкторам. Микроиды – это миниатюрные роботы, не требующие сборки, программируются с помощью любого гаджета по беспроводной связи и двигаются по модульному полю. Микроиды предназначены для изучения программирования и робототехники на уроках информатики. Почему лучше обучать программированию робота, а не его сборке? Представьте себе компанию-производителя роботов. Компания производит десятки тысяч роботов, используемых на десятках тысяч предприятий, где программировать и управлять ими будут уже сотни тысяч сотрудников. А разрабатывают роботов лишь единицы. Почувствовали разницу? Приведу пример. Модульное поле – это роботизированный завод по сборке автомобилей. Ученик пишет программу, согласно которой робот перемещается между различными производственными участками и выполняет необходимые операции. И все это благодаря тому, что наша система знает, где находится робот на модульном поле, а где тот или иной участок. И все это происходит на школьной парте.
– Почему они именно «микроиды»? В чем смысл названия?
– Это уникальное название, сочетание двух слов «микро» – маленький, «дроид» – робот из «Звездных войн».
– В чем заключается уникальность Вашего проекта? В каких областях, возможно, применение микроидов?
– Наш проект предназначен не только для школьников. Это роботизированная платформа для разных сфер применения. Вообще, он ориентирован на три рынка: образование, игры, научные исследования. Для вузов и научно-исследовательских лабораторий было бы интересно использовать нашу платформу для изучения методов машинного обучения или исследования групповой робототехники и даже «коллективного разума», а также для решения стратегических задач управления и планирования. Таким образом, он подходит не только для программистов, математиков, физиков, но и для менеджеров и экономистов. А возможно, для биологов и социологов. Также наш проект был бы интересен детям дошкольного возраста и младшим школьникам для изучения, например, чтения, счета, окружающего мира, решения логических задач. В роли учителя будет выступать маленький робот, который с помощью многочисленных датчиков сможет наладить с ребенком полноценный контакт. К слову, наш робот, может выражать эмоции, и это сделает общение более «живым» и естественным.
Еще одна огромная область применения нашей платформы – это игры. Новое поколение роботизированных игр. Управление происходит с помощью гаджетов, а действие – в реальном мире. Не требуется отдавать команды каждому роботу в отдельности, достаточно задать общую стратегию и управлять коллективным поведением роботов. Мы составим конкуренцию, как настольным играм, так и компьютерным. С одной стороны, возникла потребность в технологических играх. С другой стороны, человек не может жить в виртуальном мире, ему нужна визуализация и осязание. И наши роботы отлично справятся с этой задачей.
– Как долго Вы увлекаетесь робототехникой?
– Роботы – это моя страсть с самого детства. Но чего стоит робот, который не умеет ориентироваться в пространстве? Проблема определения своего местоположения является основной в современной робототехнике. Как только я понял, как решить этот вопрос в масштабе письменного стола, сразу пришла идея создания миниатюрных роботов.
– От чего Вы отталкивались при создании микроидов, что послужило для Вас вдохновением?
– Все началось в самом конце прошлого столетия. В 1999 году мои друзья попросили меня сделать робота, который был бы в их представлении, действительно, полезным – ходил бы в магазин. Подумав немного, я пришел к мысли, что технически это сделать, возможно, но как объяснить роботу, где находится конкретный магазин? Нужна навигация. Через много лет, я нашел ответ на этот вопрос.
– Чем Вы занимались до работы над этим проектом? Была ли Ваша профессиональная деятельность как-то связанна с робототехникой? Или это было Вашим увлечением, которое переросло в серьезный проект?
– Мы с женой всегда занимались бизнесом. В том числе, в области производства и разработки электроники. Все наши предприятия были направлены на то, чтобы что-то создать. Цель любого бизнеса – заработать деньги, но не только. Мы всегда были в погоне за технологиями и инновациями, и мы считаем, что это правильно. А роботами я занимался всегда. Сначала это было что-то простое, с примитивными функциями и командами. Потом появился мой робот Роботоша, полностью автономный, который может передвигаться по квартире и не натыкаться на стены. А затем появились и микроиды.
– Кто вместе с Вами занимается разработкой проекта? Кто работает с Вами в команде?
– Я – создатель, вдохновитель проекта, а также разработчик и «генеральный конструктор». Мой однокурсник Алексей Калмыков, занимается промышленным дизайном и программным обеспечением. Моя жена Елена, тоже выпускница ВолГУ, закончила филологический факультет, занимается маркетингом, PR, решением административных вопросов. И еще один член нашей команды Сердар Курбанов, выпускник МГУ, отвечает за математичеcкий аппарат и алгоритмы.
– Расскажите, пожалуйста, о времени, когда Вы учились в ВолГУ. Оказал ли какое-либо влияние университет на Ваши интересы? Помогли ли полученные знания и опыт в ВолГУ в работе над Вашим проектом?
– Я учился на физическом факультете ВолГУ и закончил его в 2000 году. Моей специализацией была радиофизика. Знания, полученные в ходе обучения, очень мне пригодились. Будучи студентом, я активно участвовал в научной деятельности, публиковал научные статьи, выступал на профильных конференциях и несколько раз мои изыскания были отмечены. Все это позволяло быть в сердце событий – исследовательских, научных, инженерных. Вообще, время учебы в ВолГУ вспоминаю с особой теплотой. Считаю, что ВолГУ был одним из первых вузов, где зародилась студенческое самоуправление, студенческая демократия, если хотите. ВолГУ это вуз, который научил учиться, где свобода выбора ставилась на первое место. Не было ни прессинга, ни давления со стороны преподавателей. А это были девяностые годы, достаточно сложное время для нашей страны. А университет жил, работал, учил. И все это в сочетании с профессионализмом и высокой компетентностью преподавателей.
Некоторые из моих знакомых, учащиеся в других вузах рассказывали, что преподаватели иногда «брали подарки» за сдачу зачета или экзамена. У нас на физфаке преподаватели не то, чтобы не брали подарков, они сами за свой счет покупали материалы для постановки экспериментов, было и такое, что уж там говорить, нелегко было. И это несмотря на то, что зарплаты тогда были очень маленькие. Так верили в науку! Я вообще могу охарактеризовать ВолГУ как университет, который вдохновляет! Я очень благодарен моим преподавателям - в то время заведующему кафедрой радиофизики Вячеславу Константиновичу Игнатьеву и моему научному руководителю Владимиру Дмитриевичу Захарченко. Эти люди научили меня решать достаточно сложные технические задачи и проводить научные исследования.
С университетом я не теряю связь и по сей день. На кафедре радиофизики есть такой обычай. Каждый год в первое воскресенье апреля встречаемся в стенах родного университета и вместе с преподавателями и выпускниками различных лет в теплой дружеской обстановке, вспоминаем годы учебы и обсуждаем текущие проблемы.
В пресс-службе ВолГУ отметили, что команда Андрея Антонова, разработавшая стартап «Роботы идут в школу», получила в Москве 12 сентября 2016 года специальный денежный приз на прошедшем финале Конкурса инноваций в образовании. Конкурс проходил в рамках международной образовательной конференции EdCrunch. В финал прошли всего 20 проектов из 800.