В ноябре отмечает свой юбилей известный волгоградский джазмен Анатолий Воронов
Осень 2014-го — особенное время в жизни известного волгоградского джазмена, саксофониста художественного руководителя оркестра «Комбо-джаз-бенд» заслуженного работника культуры России Анатолия Николаевича Воронова. В октябре конкурсная комиссия за его джазовые концерты присудила Воронову Государственную премию Волгоградской области в номинации «Музыкальное искусство». В ноябре Анатолий Николаевич отмечает свой юбилей.
Лауреат всесоюзных и всероссийских джазовых фестивалей, в 1994 г. Воронов стал «Человеком года» конкурса «Провинциальная муза», награжден знаком Волгограда «За верность Отечеству», автор книги «Из истории джаза». Впрочем, сама его жизнь достойна отдельной книги: в 70-80-е годы он руководил студенческим ВИА «Аллегро» Волгоградского мединститута, далее занимал руководящий пост объединения музыкальных ансамблей отдела культуры Волгоградского горисполкома, с 90-х до 2005 г. был начальником управления культуры администрации Волгограда. Сейчас он полностью посвятил себя музыке. Любимому джазу.
Творческая биография Анатолия Воронова столь насыщена и многогранна, что ее не вместить в объем одной статьи, но сделаем акцент на его становлении как музыканта. Это всегда интересно узнать, как и с чего все начиналось.
Спасибо бабушке
Анатолий Воронов родился не в столицах, не в крупном городе, где действовали бы музыкальные школы, консерватории, концертные площадки. Нет, его детство прошло в небольшом городе Красный Холм Калининской области, которая нынче является Тверской. Но если уж человеку на роду написано стать музыкантом — он им будет.
— Моя большая семья было музыкальной, но это были не профессиональные исполнители, а истинные любители музыки и интеллигенция, у которых воспитание в крови, — рассказывает Анатолий Николаевич. — Дедушка был священнослужителем и хорошо пел, бабушка Прасковья, которая была центром нашей семьи, обладала приятным голосом и аккомпанировала себе на гитаре, а мой дядя Леня отменно играл на аккордеоне, и когда начинала звучать мелодия, то я просто терял дар речи от восторга.
О музыке никто не думал — не до того было: конец 40-х-начало 50-х было временем восстановления после разрушительной войны. Но окончательно забыть о музыке не позволила бабушка Прасковья. Она, как мудрая женщина, и, обратила внимание, как ее внук слушает музыку, не стала посмеиваться над ним, а поняв особым чутьем, что у маленького Толи дар, подарила ему, когда тому исполнилось 10 лет настоящий музыкальный инструмент. Для небогатого послевоенного времени подобный подарок был неслыханной роскошью.
— Это был 1954 год, обычное село и к нам даже приходили домой, чтобы посмотреть на мою гитару, — вспоминает Анатолий Воронов. — Потом меня попросили, чтобы я принес музыкальный инструмент в школу. Оказалось, что кто-то из педагогов умел играть на гитаре и по моей просьбе дал несколько уроков мне.
Мальчишкой он слушал много пластинок с записями Шульженко, Эдит Пиаф и других советских и зарубежных звезд. Как-то, взяв на прокат, гармошку с регистром, стал на слух подбирать услышанные мелодии, а местный баянист ему помогал.
Принят без сольфеджио
Когда 7 классов было за плечами, мудрая мама сказала своему сыну: «Тебе надо учиться на то, что нравится». Анатолию нравилась музыка, и в 1959 г. он отправился покорять музыкально-педагогическое училище в Ростове Ярославской области. И покорил, что удивительно, если учесть, что он не учился в музыкальной школе.
— Думаю, я тогда от страха и волнения так наяривал на гармошке, что своей эмоциональностью и непосредственностью произвел приятное впечатление на приемную комиссию, и она своим решением зачислить меня в училище решила мне дать шанс, — продолжает свой рассказ Анатолий Николаевич. — Проблемы начались позже вступительных экзаменов. 1 сентября, когда на первом же уроке, сольфеджио, в аудиторию зашел преподаватель и сказал: «Сейчас будем сольфеджировать». Все стали петь по нотам и только я один крутил головой, пытаясь понять, где же тут «соль»? Педагог заметил мое недоумение, и тут какая-то «добрая» девочка прояснила ситуацию: «А он нот не знает». Оскорбленный, я так усиленно стал заниматься сольфеджио, что на втором курсе стал первым в этом предмете.
Очарование «Серенады Солнечной долины»
В училище у молодого Анатолия Воронова выработался и особенный музыкальный вкус — ему нравилась синкопическая музыка, эстрада, джаз. Правда, последнее в 50-е годы вслух не принято было произносить. Джаз считался буржуазным и вредным для советских граждан, музыкальным направлением.
Анатолий решил организовать со своими сокурсниками музыкальный коллектив:
— Помню, на третьем курсе, когда мне было 16—17 лет, я подбил своих сокурсников и мы организовали первый эстрадный квинтет. Благо, что мы были профессионалами, любили музыку и умели неплохо играть.
Студенческий квинтет состоял из барабана — ударной установки, конечно же, не было, и тогда пришел на помощь настоящий пионерский барабан. Тарелку где-то нашли, а подставку под барабан ребята сварили сами. Далее в квинтет вошли аккордеон, балалаечный контрабас, кларнет и гитара. Новоиспеченные участники квинтета выучили много популярных песен — например, «Мишка, Мишка, где твоя улыбка», композиции из кинофильма «Серенады Солнечной долины», пьес американских авторов и стали играть на танцах: в местных ДК, на танцплощадках, ездили по колхозам. Они со своим интересным репертуаром и качественным исполнением пришлись ко двору и их часто стали приглашать.
— Мы отыграем танцы, получим рубля по три, а по тем временам за эти деньги можно было несколько дней питаться в студенческой столовой, — вспоминает Анатолий Николаевич. — Для нас, кто жил без пап и мам, это было большим подспорьем.
За карьерой не гнался
После училища была служба в армии, работа в чувашском городе Канаш преподавателем музыкального отделения педагогического училища и руководителем эстрадного оркестра Дворца культуры вагоноремонтного завода. Потом учеба на музыкальном факультете в Саратовском педагогическом институте, поступление предложения о переезде в Волгоград, где стал преподавать теоретические дисциплины музыкального отделения Волгоградского педагогического училища № 1. Потом в 1973 г., студенческий профком Волгоградского государственного медицинского института пригласил Анатолия Воронова руководителем самодеятельного музыкального студенческого ВИА «Аллегро». Подобное предложение было определенного рода признанием, потому как студенческая самодеятельность в 70-80-е годы была на высоком уровне. Стоит только заметить, что прежде ВИА «Аллегро» занимался Владимир Мигуля, ставший потом одним из самых ярких и популярных композиторов и исполнителей советской эпохи.
Анатолий Николаевич Воронов много лет занимал и руководящие должности в сфере культуры города-героя Волгограда, и, по его признанию, подобная работа отнимала столько сил и времени, что о саксофоне пришлось забыть. Сейчас он снова в музыке, занимается любимым джазом.
— Я никогда не гонялся за карьерой, — говорит Анатолий Николаевич. — Не мечтал о руководящих креслах, высоких должностях и власти, поэтому в каждом предложении я прежде всего смотрел не на карьерный рост, а на то, связано ли это с музыкой, дает ли возможность творчески реализоваться самому и другим. Для меня творчество всегда являлось первоосновой.
Наталья ЖУРБИНА.