Немногим волгоградским экскурсоводам придет в голову отвести гостей города на небольшую, спускающуюся к Волге улицу с маленькими старинными домиками. Улицу, которая как исторический памятник не значится ни в одном из путеводителей. А между тем ул. Пугачевская — одна из немногих в городе, где сохранился уголок старого Царицына.
Все для щеголей и модниц
Сто лет назад индустриальная часть города располагалась вдоль берега Волги, а заводские территории перемежались с жилыми кварталами без соблюдения какой-либо системы. К 1915 г. Царицын достиг протяженности почти 40 км — от завода Виккерс до пос. Купоросного. В итоге русский Чикаго совершенно утратил тот элементарный порядок, который был заложен в плане 1820 г.
Улица, позднее названная в честь предводителя крестьянской войны 1773—1775 гг. — нашего земляка, казака станицы Зимовейской Емельяна Пугачева, до 1923 г. называлась Царевской. Она располагалась на берегу Волги чуть выше транспортной железной дороги. Спустя годы она станет одной из самых развитых в промышленном плане улиц. Рядом с ул. Царевской находилась станция Волжская с вокзалом, оттого улица сразу стала одной из главных в зацарицынской части города. На ней выросли лавки торговцев, частные и государственные магазины, мастерские. В начале XX в. из 18 городских частных модных мастерских по пошиву одежды на ул. Царевской располагались две — Анкудиновой и Ягодской. Две из 16 царицынских парикмахерских располагались здесь же — Ильичева и Митрофанова. На улице можно было найти и аптекарский магазин Файна, в котором в достаточном количестве имелись «перевязочные материалы, патентованные дезинфекционные средства, косметика, духи, мыла, ароматические воды, предметы для ухода за больными». Здесь же можно было остановиться в номерах для приезжих в доме Стороженкова, купить шляпы, шапки и фуражки у Рубина, отремонтировать обувь в сапожной мастерской Белобородова, а часы — у часовых дел мастера Цапкина. В 1911 г. на ул. Царевской открылась гостиница «Петербургские номера» купца Маслова.
Чем богаче, тем круче забор
Нумерация домов улиц, параллельных Волге, в Зацарицынском форштадте начиналась от р. Царицы. Такой порядок сохранен по сей день. И первым домом на ул. Царевской был величественный дом купца первой гильдии Семена Голдобина — богатого горожанина, имевшего соляные и рыбные пристани. На старых фотографиях особняк купца, который стоял неподалеку от современных «Волжских парусов», предстает в виде огромного трехэтажного дома, под которым существовала целая сеть подземных ходов. Далее шло сохранившееся до наших дней длинное двухэтажное старое здание красного цвета. Приглядевшись внимательнее, можно увидеть, что это два здания, соединенных вместе. Но отличить их можно — по архитектурному рисунку на фасаде. Отличительной чертой строения, в котором некогда располагалось мужское училище, была красивейшая кованая изгородь. Материальное благополучие хозяина выражалось в богатстве, красоте и изяществе забора. Каждая изгородь в Царицыне была неповторима. Наиболее состоятельные граждане заказывали такие произведения искусства в центре чугунного литья — г. Касли на Урале. Сегодня в здании расположен филиал медицинского университета. К счастью, сохранилась и старая изгородь.
Красный дом, белые кружева
Соседнее здание принадлежало купцу Гольдину. В нем располагался цех по переработке рыбы. Толщина стен дома — 50 см, поэтому летом здание не нагревалось, а зимой не охлаждалось. Во дворе в землю были врыты круглые бетонные чаны диаметром 2—2,5 м. В них прямо с Волги по транспортировочной ленте поступала рыба. Рыбу сохраняли в свежем виде в подвалах дома. Огромные ворота в подвалы сохранились до сих пор.
Повернув от гольдинского особняка к Волге, читатель увидит дом, выкрашенный в цвета старого Царицына — красная основа, белые кружева. Это здание сегодня отреставрировано, и в нем снова находится еврейская школа-синагога «Ор Авнер». Первоначально она открылась в 1888 г., в 1939 г. из молитвенного дома сделали медицинский вытрезвитель, позднее его помещение занял городской отдел коммунального хозяйства. Дальше путь жителя Царицына лежал по Царевскому бульвару, на который с берега Волги вела крутая деревянная лестница. Здесь росли редкие породы деревьев, экзотические цветы, работали маленькие фонтанчики, кофейные, чайные и игровые павильоны.
Примусы, ухваты, котелки
До сих пор сохранился дом, построенный немцами. С одним лишь отличием — в пазах нет деревянных крестов, остались одни ниши. Он стоит на пересечении ул. им. КИМ и Степана Разина. По некоторым данным, дом был куплен купцом Лапшиным и сдавался в аренду богатым людям. Дом не реставрировался со времен постройки и сейчас сдается в аренду под офисы.
Сохранились на ул. Пугачевской и владения купца Филиппова, построенные в 1908 г. Здание одноэтажное — рядом со своими современными собратьями выглядит малюткой. В настоящее время планируется открытие в нем православной школы.
Неподалеку от дома купца Филиппова располагается строение, выкрашенное в современные тона. Сегодня здесь офисы, а раньше были знаменитейшие татарские бани. Они были популярны настолько, что сюда съезжался люд со всех районов Царицына.
В 1862 г. была пущена Волго-Донская железная дорога, начинавшаяся станцией Волжская ниже ул. Степана Разина. Далее ее путь пролегал до Радомского оврага, затем на станцию Садовая, потом на Калач. Если пройти по этой самой первой в Царицыне дороге до ул. Баррикадной, можно увидеть железнодорожные пути, деревянные шпалы, насыпь из гравия и песка, старые водяные колонки и старый железнодорожный мост, выполнявший две функции: по верху проходил железнодорожный, под ним — гужевой транспорт. Мост в рабочем состоянии и поныне, а вот железная дорога уже не эксплуатируется.
Здесь же путешественник увидит маленький квартал двухэтажных деревянных домов с огромными окнами, украшенными деревянными кружевами, построенных из кругляка для специалистов, обслуживавших железную дорогу.
Удивительно, но на ул. Пугачевской и по сей день живут люди, быт которых практически не отличается от быта царицан XIX в. Деревянные постройки пережили Сталинградскую битву — на стенах домов все еще видны следы от шрапнели.
Некоторые дома ул. Пугачевской так и не стали музейной ценностью, но они уникальны: вместе с ними уцелел дух эпохи. А все сохранившиеся навесные петли, примусы, замки, кухонные ухваты, кочерги и чугунки отражают быт людей ушедшего времени.
Согласно переписи населения к 1913 г. в Царицыне проживало 131 782 чел. В городе насчитывалось 454 промышленных предприятия с 40 тыс. рабочих.