Печальным прогнозом делится климатолог Анатолий Судаков.
Январь нынешнего года удивил волгоградцев своим необычайно мягким характером, демонстрируя погоду то-ли начала ноября, то-ли начала апреля. Отклонение температурного фона за две декады составило +6,7 °С, а в первой декаде ещё больше, на +7,3 °С. Старожилы пытаются вспомнить, бывало ли такое раньше в наших краях и к какой будет климатическая ситуация в нашем городе в ближайшие годы. Об этом знает эксперт "Городских Вестей" климатолог Анатолий Судаков.
Галопом в Европу
В учебниках физической географии прошлого века, описывалась нулевая изотерма января, которая отделяла страны Западной Европы от стран Восточной Европы. Восточнее этой линии средние температуры месяца были ниже нуля, западнее – выше. В течение последних тридцати пяти лет в связи с глобальным антропогенным потеплением ситуация изменилась настолько, что вслед за учебниками экономической и политической географии в макулатуру пора относить и книги по географии физической. Ибо новая климатическая реальность уже вступает с свои права. И южная половина Нижнего Поволжья медленно, но неуклонно перемещается на тёплую сторону.
Фактическая температура нынешнего января в Волгограде составила +1,2 °С, на 1 °С выше, чем в Праге и Мюнхене, на 0,2 °С выше, чем в Вене. Для нашего местоположения это новация. Ведь ещё полвека назад в справочной литературе для Волгограда указывалась средняя январская температура минус 9,5 °С, а современный средний показатель за период с 1836 г. составляет минус 5,7 °С. И по этим меркам январь 2025 г. является аномально тёплым, соответствующим стандартам центральной части зарубежной Европы.
В ответе Атлантика
Аномальные погодные условия конкретных периодов не связаны напрямую с глобальным потеплением, а являются следствием конкретных событий в воздушном океане нашей планеты. Существуют два основных фактора погоды: радиационный и циркуляционный. Первый обусловлен продолжительностью светового дня, длиной траектории движения солнца по небосводу и его максимальной высотой над линией горизонта. От этого зависит количество солнечного тепла и света, получаемого дневной поверхностью. Поскольку в каждую календарную дату для любой точки на поверхности Земли эти величины являются постоянными, радиационный фактор является консервативным, то есть, способствует сохранению погодной нормы. Второй фактор обусловлен перемещением воздушных масс различного (континентального или океанического, тропического или полярного и т.д.) происхождения над поверхностью нашей планеты.
Нижнее Поволжье имеет уникальное климатогеографическое положение: его территория открыта для ветров всех направлений и приблизительно равноудалена от сезонных барических центров, определяющих погоду обширных территорий: азорской и центральноазиатской областей высокого атмосферного давления, холодного Северного Ледовитого океана и тёплого Средиземного моря. Кроме того, наш регион подвержен воздействию Атлантического океана и попадает под его влияние всякий раз, когда площади континентальных антициклонов сокращаются, либо они занимают такое положение, при котором не перекрывают территорию Нижнего Поволжья. Важным является и тот факт, что с середины прошлого десятилетия в европейско-атлантическом секторе Евразии наступил очередной внутривековой цикл Брикнера, который открылся фазой меридиональной циркуляции, сложившейся как южная, при которой вероятность аномально тёплых зим со скудными осадками значительно возрастает.
Теплее видали
Аномально тёплая зима 2024-2025 гг. характерна не только для нашего региона, но и для всей европейской части России. Более того, активность атлантических воздушных масс настолько высока, что в нынешний сезон они достигает даже тихоокеанского побережья России, что бывает крайне редко. В среднем, температура января в большинстве регионов РФ выше нормы на десять градусов. И это касается не только северо-запада, центра и юго-востока Европейской России, но и многих сибирских регионов. В Барнауле температурный фон января выше нормы на 9 °С, в Иркутске на 6,7 °С, в Чите на 4,9 °С. И, хотя непосредственной причинно-следственной связи погодной аномалии нынешнего года с глобальным потеплением нет, однако оно определяет долговременную тенденцию изменения климата в России. В частности, значительное смягчение сибирского климата связано с тем, что в последние три-четыре десятилетия хрестоматийный зимний Сибирский антициклон неуклонно ослабевал, сокращался в размерах и утрачивал влияние на формирование зимней погоды Евразии. На этом фоне погодные эксцессы зимнего периода, подобные тому, какой мы наблюдаем сейчас, не являются единичными.
Похожая ситуация была в 2007 г., рекорды которого нынешний январь не побьёт. Тогда, напомню, средняя температура месяца составила +1,3 °С. Значительный погодный эксцесс наблюдался в перовой половине третьей декады. 26 января 2007 г. максимальная температура воздуха в Волгограде составила +12 °С. В нынешнем году её максимум наблюдался 9 января, когда потеплело до +10,4 С. До +8 °С тепла показывал термометр и во второй половине первой декады января 1982 г. Но совершенно очевидно, что такого рода аномалии январской, а также других зимних месяцев, погоды будут повторяться всё чаще, поскольку формирование новой климатической реальности продолжается. В 2024 г. рост глобальной температуры приземного слоя тропосферы перешагнул рубеж 1,5 °С от доиндустриального уровня. И перспективы остановки на уровне 2 °С выше него не просматриваются. Поэтому в ближайшие 15-20 лет Волгоград окажется по тёплую сторону нулевой изотермы, и такие зимы, как в нынешнем году, станут нормальным явлением.
Автор: Анатолий Судаков