Депутаты предлагают убрать алкоголь с прилавков магазинов и продавать его в изолированных помещениях
Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов подготовили законопроект о внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции», в котором предлагается убрать с витрин и прилавков магазинов алкоголь, сообщают «Известия».
С глаз долой, из организма — вон!
Бороться с алкоголизмом депутаты из ЛДПР предлагают так же, как с курильщиками: если вредный продукт нельзя запретить, им не удается запугать, значит, его нужно спрятать. Например, за занавеску. «Убрать в самый дальний угол. А еще лучше, как на Западе, убрать в отдельное помещение со шторками в рамках общего магазина. И человек тогда, даже не видя, знает: если мне надо, он пойдет. Но если ему не надо, он не увидит и не будет спровоцирован на покупку этого товара», — заявил депутат Ярослав Нилов два года назад «Комсомольской правде». В том интервью депутат привел в пример Англию, Америку, Италию.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, уровень потребления абсолютного алкоголя (чистого этилового спирта) на душу населения в России составляет порядка 15 л ежегодно. В рейтинге стран по данному показателю Россия занимает 4-е место после Молдавии, Чехии и Венгрии.
«На наш взгляд, целесообразно внести поправку в ФЗ о необходимости сделать алкогольную продукцию скрытой из видимости покупателей. В прошлом году, когда мы предлагали чуть более радикальную меру по продаже алкоголя в отдельных магазинах, Госдума отклонила законопроект. Нам объяснили тогда, что там все уже урегулировано, но на деле оказалось не так, — рассказал Ярослав Нилов. — Теперь мы предлагаем беззатратное введение данной меры. Это немаловажный вопрос, поскольку алкоголь является раздражителем головного мозга. Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее. Также в магазинах бывают дети, они привыкают видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции».
Еще летом этого года после вступления в силу антитабачного закона руководитель «Трезвой России», член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев уверенно заявил, что скоро алкоголь, как и табачные изделия, будет скрыт от глаз покупателей в розничных торговых сетях. «Есть несколько альтернативных способов продажи алкоголя. Первый — формат магазин в магазине, когда алкогольная секция закрыта от остальной продукции и представляет собой самостоятельный отдел с собственной кассой. Второй вариант — организация секции алкоголя вдали от кассовой зоны и рядов с продуктами питания. При этом вынести из секции алкоголя к кассам продукцию можно будет лишь в непрозрачном пакете с ценником, чтобы другие покупатели в очереди не видели, что именно купил человек», — заявил Хамазов.
Свою позицию изданию пояснил еще один инициатор законопроекта депутат Игорь Лебедев. «В первую очередь мы это делаем, чтобы проявить заботу о наших гражданах. Это не затрудняет для граждан покупку алкоголя для различных мероприятий, но и не наводит прогуливающуюся вечером молодежь, студентов, школьников на мысли о сопровождении своего вечера алкогольной продукцией», — сказал Игорь Лебедев.
Главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн признал, что проблема с алкоголизмом в стране стоит остро. «Такой практики, как сокрытие алкогольной продукции от глаз, подобно сигаретам, я не встречал в мире. Но я являюсь активным сторонником идеи, что из магазинов шаговой доступности алкоголь надо убирать. Это культивирует алкоголизм населения, отдельные представители которого прямо около этих магазинов и распивают купленное, приобретая его у знакомых продавцов в любое время дня и ночи», — сказал нарколог.
Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать!
Однако есть и те, кто скептически относится к инициативе депутатов ЛДПР спрятать алкоголь куда подальше, как и в целом к антиалкогольным кампаниям. Стоит вспомнить горбачевскую антиалкогольную кампанию, которая началась в 1984 г. Уже в 1985-м снизилась смертность. Пик падения смертности пришелся на 1987 г. После завершения кампании смертность начала неуклонно расти. Статистика говорит о том, что количество сохраненных жизней составило 919,9 тыс. у мужчин (1985—1992 гг.) и 463,6 тыс. у женщин (1986—1992 гг.) — всего 1383,4 тыс. чел., или 181±16,5 тыс. в год. Улучшение демографической ситуации, пусть и кратковременное, называют главным успехом горбачевской антиалкогольной кампании.
Но ученые посчитали, что объемы самогоноварения по сравнению с 1984 г. выросли как минимум в шесть раз, что компенсировало количество «государственного» алкоголя, исчезнувшего из продажи. В период антиалкогольной кампании с прилавков магазинов стал исчезать одеколон, в аптеках выстраивались очереди за спиртовыми настойками. Многие алкоголики, которые не могли достать самогон, перешли на употребление клея (его реализация увеличилась на 30%). Горбачевскую антиалкогольную кампанию называют одной из причин распространение наркомании в России. Из фильмов стали вырезать сцены с застольями. Из кинопроката исчезла комедия «Гусарская баллада». В Большом театре из репертуара исключили оперу «Борис Годунов». В газете «Правда» цензуре подверглось фото Гагарина, где на приеме в Кремле он держит бокал, — на отретушированном снимке космонавт протягивал вперед пустую руку. Зато во всю крутился комедийный вестерн «Лимонадный Джо». В народе Горбачева так и прозвали лимонадным Джо, а еще минеральным секретарем. Борьба с пьянством стала поводом для шуток и анекдотов.
Юрий ЧЕКАЛИН, депутат Волгоградской областной Думы (ЛДПР):
— Как человек, употребляющий алкоголь только в исключительных случаях, я целиком и полностью поддерживаю инициативу моих коллег в Госдуме. Убрали сигареты с глаз долой и кто от этого пострадал? Никто. Будет разумно так же поступить и с алкоголем.
Михаил ХАРИТОНОВ, председатель Общественной палаты Волгограда:
— Создается впечатление, что некоторым депутатам Государственной Думы заняться нечем: то стрелки часов туда-сюда крутят, то бутылки прячут. У нас что, других проблем нет? Тот, кто хочет купить алкоголь, его обязательно найдет. Есть нормальный закон, который не допускает продажу спиртных напитков в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. Этого достаточно. Путь, наконец, в Госдуме займутся серьезными проблемами.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей»:
— Можно еще поиграть в известную игру «холодно-горячо» по слегка измененным правилам: бутылки спрятать за занавеской, а работникам супермаркета запретить подсказывать покупателям, где их искать. Ну что за детский сад? Дети будут смотреть на бутылки, радоваться им, как плюшевым медвежатам, мечтать о них и вырабатывать лояльное отношение к алкоголю. Когда им исполнится 18, они их обязательно купят. Алкоголизм — это, конечно, беда. Но единственный способ борьбы с пьянством — воспитание и профилактика.