Первый и последний выпуск Военно-морского авиационного училища в Камышине
Сегодня мало кто помнит, что в Сталинградской области существовало Камышинское военно-морское авиационное училище. Его история, короткая, но яркая, укладывается во временной интервал в пять с половиной лет — с мая 1955 г. по ноябрь 1960 г.
Бравые пилоты
Солнечным днем 4 мая 1955 г. на поле аэродрома Камышин южный Сталинградской области приземлился военно-транспортный самолет Ли-2, из которого вышла группа морских летчиков. Их черная форма и фуражки с белыми парадными чехлами, брюки-клеш, начищенные до блеска ботинки резко контрастировали с уныло-серой панорамой степи. Но именно здесь предстояло оборудовать аэродром и вспомогательные сооружения, чтобы через некоторое время принять первых курсантов. Поэтому офицеры сразу начали прикидывать размещение служб будущего хозяйства. На первых порах в училище был один учебный полк — две эскадрильи по четыре звена в каждой, базировавшиеся на бывшем гражданском аэродроме.
— Мой отец был одним из тех, кто согласно приказу командующего авиацией ВМФ СССР начал формирование офицерских кадров из летчиков-инструкторов, а потом руководил процессом обучения курсантов летному делу, — вспоминает волгоградец Владимир Пчелкин. — Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 создавалось в бескрайних приволжских степях на базе Николаевского минно-торпедного авиационного училища.
Курсанты Николаевского училища, поступившие в него осенью, зимой изучали там теоретические дисциплины, а с мая по сентябрь проходили летную практику в Камышине.
Базой вначале являлись 27 учебных двухместных самолетов Як-18.
Переоценка ценностей
В то время полным ходом шло строительство Сталинградской ГЭС, а ее водохранилище в качестве полигона в будущем давало возможность проводить обучение курсантов-летчиков: садиться на воду, тренироваться в учебном бомбометании по водным целям, а также в сбросе торпед. Сразу по приезде курсантами были поставлены палатки для жилья, в самой большой из которых располагалась столовая. Одновременно строились здания штаба и казармы для офицеров летно-технического состава.
— Семьи офицеров жили на частных квартирах, но в городе высокими темпами шло строительство жилых домов, особенно в северной части — в районе хлопчатобумажного комбината, — делится Владимир Пчелкин. — В то время комбинат имел в своем составе пять фабрик, позже их количество выросло в три раза. По своему населению Камышин был вторым Иваново с бесчисленным количеством приехавших по комсомольским путевкам молодых девчат со всего СССР.
До 1955 г. в городе уже существовало одно военное учебное заведение — артиллерийское училище. Его выпускники получали нагрудный знак с буквам «ВУ», которые остряки расшифровывали как «Вечный Узник». Но это не мешало юношам пользоваться огромным успехом у женской половины городка. Выйти замуж за лейтенанта-артиллериста считалось большим счастьем и несомненным успехом.
Однако с появлением морских летчиков-холостяков у девушек-ткачих произошла переоценка ценностей.
Только асы
— Командиром первого учебного полка авиаучилища был назначен полковник Степан Фетин, а мой отец Александр Пчелкин в звании майора стал заместителем по летной подготовке, — вспоминает Владимир Пчелкин. — Примечательно, что в молодости Фетин был машинистом 1-го класса на известном во всем мире грузовом пароходе «Челюскин», который ледоколом, кстати, никогда не был, но все его называли именно так.
Командирами эскадрилий полка были майоры Павел Тарасов и Георгий Усанов, штурманом полка — майор Алексей Сирик. Все офицеры были высококлассными специалистами своего дела, все воевали, но количеством боевых наград среди них выделялся Сирик. В составе авиаполка на Балтике он прошел отличную боевую школу, а за потопленные немецкие корабли был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени.
— Мой отец в 1953—1954 гг. прошел переобучение на высших офицерских курсах в Риге и имел значительный налет часов и опыт обучения курсантов в качестве командира эскадрильи, поэтому в ноябре 1957 г. стал командиром второго полка самолетов Ил-28, — вспоминает Пчелкин.
Обучение курсантов в 1956—1957 гг. проходило на аэродроме Камышин южный.
На двухместном учебном Як-18 на первом месте в кабине всегда сидел курсант, на втором — инструктор. Новый Ил- 28 был трехместным самолетом, в прозрачной носовой части которого размещался штурман, в верхней кабине — летчик, а в хвосте была предусмотрена кабина для стрелка-радиста, сидевшего в ней спиной по курсу полета. На реактивном самолете каждый из членов экипажа «выстреливался» при аварийной ситуации вместе со своим креслом: летчик и штурман — вверх через хвостовое оперение, а стрелок-радист — через нижний люк своей кабины.
Крушение мечты
Однако училищу не была уготована долгая судьба. Летом 1957 г. при сохранении номера войсковой части и знамени оно было выведено из состава ВМФ и переподчинено ВВС Северо-Кавказского военного округа.
Сразу же было заменено командование училища, произошло переоблачение моряков-летчиков в зеленую форму.
Изменения отразились и на курсантах училища. Выпуск 1959 г. стал первым и единственным в истории училища. Все лейтенанты выпуска были направлены в летные части сухопутной авиации. Не осуществилась мечта молодых ребят парить альбатросами над морем… Те же курсанты, что должны были выпускаться в 1960 г., не доучившись в училище всего один год, пошли в запас.
В ноябре 1960 г. Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 было расформировано, передав свои учебно-боевые самолеты Ил-28 Оренбургскому военному училищу летчиков. А вся учебная база училища и его великолепная взлетно-посадочная полоса достались в наследство Качинскому авиационному училищу, располагавшемуся в Сталинграде, значительно расширив его возможности по подготовке летчиков-истребителей.
Инга ИВАНОВА