16+
Подробности

Степные альбатросы

Первый и последний выпуск Военно-морского авиационного училища в Камышине

Сегодня мало кто помнит, что в Сталинградской области существовало Камышинское военно-морское авиационное училище. Его история, короткая, но яркая, укладывается во временной интервал в пять с половиной лет — с мая 1955 г. по ноябрь 1960 г.

Бравые пилоты

Солнечным днем 4 мая 1955 г. на поле аэродрома Камышин южный Сталинградской области приземлился военно-транспортный самолет Ли-2, из которого вышла группа морских летчиков. Их черная форма и фуражки с белыми парадными чехлами, брюки-клеш, начищенные до блеска ботинки резко контрастировали с уныло-серой панорамой степи. Но именно здесь предстояло оборудовать аэродром и вспомогательные сооружения, чтобы через некоторое время принять первых курсантов. Поэтому офицеры сразу начали прикидывать размещение служб будущего хозяйства. На первых порах в училище был один учебный полк — две эскадрильи по четыре звена в каждой, базировавшиеся на бывшем гражданском аэродроме.

— Мой отец был одним из тех, кто согласно приказу командующего авиацией ВМФ СССР начал формирование офицерских кадров из летчиков-инструкторов, а потом руководил процессом обучения курсантов летному делу, — вспоминает волгоградец Владимир Пчелкин. — Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 создавалось в бескрайних приволжских степях на базе Николаевского минно-торпедного авиационного училища.

Курсанты Николаевского училища, поступившие в него осенью, зимой изучали там теоретические дисциплины, а с мая по сентябрь проходили летную практику в Камышине.

Базой вначале являлись 27 учебных двухместных самолетов Як-18.

Переоценка ценностей

В то время полным ходом шло строительство Сталинградской ГЭС, а ее водохранилище в качестве полигона в будущем давало возможность проводить обучение курсантов-летчиков: садиться на воду, тренироваться в учебном бомбометании по водным целям, а также в сбросе торпед. Сразу по приезде курсантами были поставлены палатки для жилья, в самой большой из которых располагалась столовая. Одновременно строились здания штаба и казармы для офицеров летно-технического состава.

— Семьи офицеров жили на частных квартирах, но в городе высокими темпами шло строительство жилых домов, особенно в северной части — в районе хлопчатобумажного комбината, — делится Владимир Пчелкин. — В то время комбинат имел в своем составе пять фабрик, позже их количество выросло в три раза. По своему населению Камышин был вторым Иваново с бесчисленным количеством приехавших по комсомольским путевкам молодых девчат со всего СССР.

До 1955 г. в городе уже существовало одно военное учебное заведение — артиллерийское училище. Его выпускники получали нагрудный знак с буквам «ВУ», которые остряки расшифровывали как «Вечный Узник». Но это не мешало юношам пользоваться огромным успехом у женской половины городка. Выйти замуж за лейтенанта-артиллериста считалось большим счастьем и несомненным успехом.

Однако с появлением морских летчиков-холостяков у девушек-ткачих произошла переоценка ценностей.

Только асы

— Командиром первого учебного полка авиаучилища был назначен полковник Степан Фетин, а мой отец Александр Пчелкин в звании майора стал заместителем по летной подготовке, — вспоминает Владимир Пчелкин. — Примечательно, что в молодости Фетин был машинистом 1-го класса на известном во всем мире грузовом пароходе «Челюскин», который ледоколом, кстати, никогда не был, но все его называли именно так.

Командирами эскадрилий полка были майоры Павел Тарасов и Георгий Усанов, штурманом полка — майор Алексей Сирик. Все офицеры были высококлассными специалистами своего дела, все воевали, но количеством боевых наград среди них выделялся Сирик. В составе авиаполка на Балтике он прошел отличную боевую школу, а за потопленные немецкие корабли был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени.

— Мой отец в 1953—1954 гг. прошел переобучение на высших офицерских курсах в Риге и имел значительный налет часов и опыт обучения курсантов в качестве командира эскадрильи, поэтому в ноябре 1957 г. стал командиром второго полка самолетов Ил-28, — вспоминает Пчелкин.

Обучение курсантов в 1956—1957 гг. проходило на аэродроме Камышин южный.

На двухместном учебном Як-18 на первом месте в кабине всегда сидел курсант, на втором — инструктор. Новый Ил- 28 был трехместным самолетом, в прозрачной носовой части которого размещался штурман, в верхней кабине — летчик, а в хвосте была предусмотрена кабина для стрелка-радиста, сидевшего в ней спиной по курсу полета. На реактивном самолете каждый из членов экипажа «выстреливался» при аварийной ситуации вместе со своим креслом: летчик и штурман — вверх через хвостовое оперение, а стрелок-радист — через нижний люк своей кабины.

Крушение мечты

Однако училищу не была уготована долгая судьба. Летом 1957 г. при сохранении номера войсковой части и знамени оно было выведено из состава ВМФ и переподчинено ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Сразу же было заменено командование училища, произошло переоблачение моряков-летчиков в зеленую форму.

Изменения отразились и на курсантах училища. Выпуск 1959 г. стал первым и единственным в истории училища. Все лейтенанты выпуска были направлены в летные части сухопутной авиации. Не осуществилась мечта молодых ребят парить альбатросами над морем… Те же курсанты, что должны были выпускаться в 1960 г., не доучившись в училище всего один год, пошли в запас.

В ноябре 1960 г. Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 было расформировано, передав свои учебно-боевые самолеты Ил-28 Оренбургскому военному училищу летчиков. А вся учебная база училища и его великолепная взлетно-посадочная полоса достались в наследство Качинскому авиационному училищу, располагавшемуся в Сталинграде, значительно расширив его возможности по подготовке летчиков-истребителей.

Инга ИВАНОВА

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

03:45, Общество

Что нельзя делать 26 ноября, в день Иоанна Златоуста

02:35, Общество

Волгоградцев ожидает магнитная буря 26 ноября

01:25, Общество

Под Волгоградом простились с участником СВО Андреем Никитиным

25 Ноя, Общество

Волгоградцев ожидает изморозь 26 ноября

25 Ноя, Общество

В Волгоградской области стартовала кампания по борьбе с нетрезвыми водителями

25 Ноя, ЖКХ

В пяти районах Волгограда не будет света 26 ноября

25 Ноя, Происшествия

Мошенники выманили почти 1,2 млн рублей у пенсионерки в Волгограде

25 Ноя, Спорт

Жительница Волгоградской области стала трехкратной чемпионкой России по кикбоксингу

25 Ноя, Общество

В Волгограде многодетных мам наградили почетным знаком губернатора

25 Ноя, Криминал

Под Волгоградом задержали мужчину за сбыт наркотиков

25 Ноя, Общество

В Волгограде приобретут около 300 квартир для жильцов аварийных домов

25 Ноя, Происшествия

Жителя Волгоградской области обманули на 130 тыс. рублей при покупке автомобиля

25 Ноя, Общество

В Волгограде суд взыскал деньги с управляющей салоном красоты за плохое окрашивание волос

25 Ноя, Общество

Волгоградские студенты стали победителями конкурса «Большая перемена»

25 Ноя, Здоровье

Соvid и пневмония: волгоградцы обращаются к инфекционисту

25 Ноя, Общество

Что можно и нельзя делать 26 ноября: традиции дня Иоанна Златоуста

25 Ноя, Спорт

Юная волгоградка взяла серебро на первенстве России по плаванию

25 Ноя, Общество

Футболист «Ротора» сломал стопу на последнем матче

25 Ноя, Общество

Под Волгоградом простятся с участником СВО погибшим больше года назад

25 Ноя, Необычное

Волгоградцы увидят сближение «инопланетного корабля» 3I/ATLAS с Землей

Календарь