16+
Подробности

Степные альбатросы

Первый и последний выпуск Военно-морского авиационного училища в Камышине

Сегодня мало кто помнит, что в Сталинградской области существовало Камышинское военно-морское авиационное училище. Его история, короткая, но яркая, укладывается во временной интервал в пять с половиной лет — с мая 1955 г. по ноябрь 1960 г.

Бравые пилоты

Солнечным днем 4 мая 1955 г. на поле аэродрома Камышин южный Сталинградской области приземлился военно-транспортный самолет Ли-2, из которого вышла группа морских летчиков. Их черная форма и фуражки с белыми парадными чехлами, брюки-клеш, начищенные до блеска ботинки резко контрастировали с уныло-серой панорамой степи. Но именно здесь предстояло оборудовать аэродром и вспомогательные сооружения, чтобы через некоторое время принять первых курсантов. Поэтому офицеры сразу начали прикидывать размещение служб будущего хозяйства. На первых порах в училище был один учебный полк — две эскадрильи по четыре звена в каждой, базировавшиеся на бывшем гражданском аэродроме.

— Мой отец был одним из тех, кто согласно приказу командующего авиацией ВМФ СССР начал формирование офицерских кадров из летчиков-инструкторов, а потом руководил процессом обучения курсантов летному делу, — вспоминает волгоградец Владимир Пчелкин. — Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 создавалось в бескрайних приволжских степях на базе Николаевского минно-торпедного авиационного училища.

Курсанты Николаевского училища, поступившие в него осенью, зимой изучали там теоретические дисциплины, а с мая по сентябрь проходили летную практику в Камышине.

Базой вначале являлись 27 учебных двухместных самолетов Як-18.

Переоценка ценностей

В то время полным ходом шло строительство Сталинградской ГЭС, а ее водохранилище в качестве полигона в будущем давало возможность проводить обучение курсантов-летчиков: садиться на воду, тренироваться в учебном бомбометании по водным целям, а также в сбросе торпед. Сразу по приезде курсантами были поставлены палатки для жилья, в самой большой из которых располагалась столовая. Одновременно строились здания штаба и казармы для офицеров летно-технического состава.

— Семьи офицеров жили на частных квартирах, но в городе высокими темпами шло строительство жилых домов, особенно в северной части — в районе хлопчатобумажного комбината, — делится Владимир Пчелкин. — В то время комбинат имел в своем составе пять фабрик, позже их количество выросло в три раза. По своему населению Камышин был вторым Иваново с бесчисленным количеством приехавших по комсомольским путевкам молодых девчат со всего СССР.

До 1955 г. в городе уже существовало одно военное учебное заведение — артиллерийское училище. Его выпускники получали нагрудный знак с буквам «ВУ», которые остряки расшифровывали как «Вечный Узник». Но это не мешало юношам пользоваться огромным успехом у женской половины городка. Выйти замуж за лейтенанта-артиллериста считалось большим счастьем и несомненным успехом.

Однако с появлением морских летчиков-холостяков у девушек-ткачих произошла переоценка ценностей.

Только асы

— Командиром первого учебного полка авиаучилища был назначен полковник Степан Фетин, а мой отец Александр Пчелкин в звании майора стал заместителем по летной подготовке, — вспоминает Владимир Пчелкин. — Примечательно, что в молодости Фетин был машинистом 1-го класса на известном во всем мире грузовом пароходе «Челюскин», который ледоколом, кстати, никогда не был, но все его называли именно так.

Командирами эскадрилий полка были майоры Павел Тарасов и Георгий Усанов, штурманом полка — майор Алексей Сирик. Все офицеры были высококлассными специалистами своего дела, все воевали, но количеством боевых наград среди них выделялся Сирик. В составе авиаполка на Балтике он прошел отличную боевую школу, а за потопленные немецкие корабли был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени.

— Мой отец в 1953—1954 гг. прошел переобучение на высших офицерских курсах в Риге и имел значительный налет часов и опыт обучения курсантов в качестве командира эскадрильи, поэтому в ноябре 1957 г. стал командиром второго полка самолетов Ил-28, — вспоминает Пчелкин.

Обучение курсантов в 1956—1957 гг. проходило на аэродроме Камышин южный.

На двухместном учебном Як-18 на первом месте в кабине всегда сидел курсант, на втором — инструктор. Новый Ил- 28 был трехместным самолетом, в прозрачной носовой части которого размещался штурман, в верхней кабине — летчик, а в хвосте была предусмотрена кабина для стрелка-радиста, сидевшего в ней спиной по курсу полета. На реактивном самолете каждый из членов экипажа «выстреливался» при аварийной ситуации вместе со своим креслом: летчик и штурман — вверх через хвостовое оперение, а стрелок-радист — через нижний люк своей кабины.

Крушение мечты

Однако училищу не была уготована долгая судьба. Летом 1957 г. при сохранении номера войсковой части и знамени оно было выведено из состава ВМФ и переподчинено ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Сразу же было заменено командование училища, произошло переоблачение моряков-летчиков в зеленую форму.

Изменения отразились и на курсантах училища. Выпуск 1959 г. стал первым и единственным в истории училища. Все лейтенанты выпуска были направлены в летные части сухопутной авиации. Не осуществилась мечта молодых ребят парить альбатросами над морем… Те же курсанты, что должны были выпускаться в 1960 г., не доучившись в училище всего один год, пошли в запас.

В ноябре 1960 г. Камышинское военно-морское авиационное училище № 16 было расформировано, передав свои учебно-боевые самолеты Ил-28 Оренбургскому военному училищу летчиков. А вся учебная база училища и его великолепная взлетно-посадочная полоса достались в наследство Качинскому авиационному училищу, располагавшемуся в Сталинграде, значительно расширив его возможности по подготовке летчиков-истребителей.

Инга ИВАНОВА

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

07:08, Общество

В Волгограде наградили лауреатов премии «Семья года»

06:57, Здоровье

В Волгограде 6-месячная девочка перестала сама дышать, ее спасли врачи

06:27, Спорт

Во Фролово достраивают спортзону с огромной скейтплощадкой

02:35, Общество

Что нужно сделать 25 ноября, чтобы беды обошли стороной

01:20, Общество

На 20% больше планируют потратить волгоградцы на новогодние подарки

00:35, ЖКХ

В пяти районах Волгограда отключат свет 25 ноября

24 Ноя, Общество

Что строго запрещено делать 25 ноября, чтобы не стряслась беда

24 Ноя, Здоровье

Волгоградский врач рассказала об устойчивости бактерий к антибиотикам

24 Ноя, Спорт

В Волгограде «Ротор» обыграл «Нефтехимик» со счетом 1:0

24 Ноя, Общество

Волгоградцы планируют увеличить на 20% траты на новогодние подарки

24 Ноя, Здоровье

Назван топ-7 овощей для снижения высокого давления

24 Ноя, Происшествия

На западе Волгограда столкнулись Renault Logan

24 Ноя, Общество

Под Волгоградом простились с погибшим в СВО Олегом Баклыковым

24 Ноя, Необычное

В волгоградском "Дино" ждут прибытия еще одного медвежонка

24 Ноя, Общество

Протоиерей советует не наедаться заранее перед Рождественским постом

24 Ноя, Общество

ЦГМС прогнозирует снег, дождь и -7º в Волгоградской области

24 Ноя, Общество

В Волгограде состоялся итоговый форум победителей премии «Семья России»

24 Ноя, Инфраструктура

В Волгоградской области обустроили спортзону с боуловой скейт-площадкой

24 Ноя, Общество

Финал патриотического проекта «Операция Уран» проходит в Волгоградской области

24 Ноя, Здоровье

358 малышей родились в Волгоградской области благодаря бесплатному ЭКО

Календарь