В России может появиться единый проездной для разных видов транспорта
Собираясь в долгое путешествие на разных видах транспорта, никто не застрахован от непунктуальности перевозчиков. Стоит автобусу, поезду или самолету опоздать, как срывается вся поездка, купленные билеты обесцениваются. Решить эту проблему предложили в Минтрансе, создав единый для всех видов транспорта билет. Законопроект «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» уже находится на рассмотрении в правительстве.
Это разумно и гуманно!
Судиться с компанией, из-за которой пассажир опоздал на другие виды транспорта непросто, большинство предпочитают не ввязываться в подобные конфликты, чтобы не портить себе путешествие. В законопроекте «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» министерство транспорта решило пойти навстречу пассажирам. Ведомство предлагает создать «единый транспортный документ», в котором заложены услуги всех перевозчиков.
Суть в том, что пассажир покупает билет у одного из перевозчиков, а он рассчитывается с остальными в соответствии с условиями специального соглашения. Если автобус, поезд или самолет не прибудут к сроку и человек не успеет пересесть, то его посадят на ближайший транспорт. Дальше компании сами разберутся друг с другом, кто оплачивает неустойку.
Единый транспортный документ будет возвратным, его можно вернуть обратно в кассу. Если пассажир решил отказаться от поездки до ее начала, то ему вернут деньги, если откажется «на полпути», то получит частичный возврат средств.
Чтобы заключить договор о сотрудничестве между перевозчиками, достаточно инициативы одной из компаний. Предложение партнеру необходимо послать не меньше, чем за месяц до начала работы направления.
Если автобус, поезд или самолет не прибудут к сроку и человек не успеет пересесть, то его посадят на ближайший транспорт. Дальше компании сами разберутся друг с другом, кто оплачивает неустойку.
Для удобства пассажиров
Возить пассажиров по единому билету можно будет только между пунктами, которые войдут в специальный перечень. Он будет составляться на основании обращений по поводу заключенных соглашений и утверждаться Министерством транспорта. Логично предположить, что первыми купить единые билеты смогут пассажиры, которые едут в отдаленные уголки страны, например, на Дальний восток.
Почему проблемой не озаботились раньше, одному из федеральных СМИ пояснил пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов. «Дело в том, что многие постановления не менялись с 50-х годов, — заметил он, — по этой причине перевозчики раньше не могли заключать соглашения о взаимной ответственности».
Некоторые перевозчики, например, «Аэрофлот» и «РЖД» пытались налаживать интермодальные перевозки. В 2007 г. они подписали протокол о намерениях по организации смешанных перевозок пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом с использованием системы продаж авиакомпании и железнодорожного монополиста. Целью проекта было создание системы, которая позволила бы пассажиру получить один — сквозной — билет на поезд и самолет. Но проект так и не заработал.
«Дьявол кроется в деталях»!
Однако эксперты считают, что при всем удобстве такой схемы, пассажиру вряд ли удастся сэкономить на покупке единого билета. Поскольку новый проездной документ оформляется у одного из перевозчиков, который затем будет рассчитывается с остальными транспортными компаниями, то не исключено, что продавец будет взимать дополнительную комиссию от продажи билетов или заложит в их стоимость дополнительные риски.
Инициатива Минтранса тут же вызвала массу вопросов у экспертов и аналитиков рынка транспортных услуг. В случае с опозданием на поезд по вине авиаперевозчика непонятно, как на практике удастся возместить убытки. Предположим, вылет рейса задержали по той или иной причине, и авиакомпания будет возмещать убытки пассажиру, а также ущерб, нанесенный по ее вине железнодорожной компании. Помимо того, что выплата всех подобных компенсаций ляжет тяжким бременем на авиаперевозчиков, это может породить целую серию локальных транспортных коллапсов, ведь проблемы с опоздавшими вынужден будет решать следующий по счету перевозчик.
«Так называемый «сквозной» билет, по которому оплачивается все мое путешествие, независимо от того, какими видами транспорта я пользуюсь, — это стандартная европейская практика, которая существует уже много лет, — сказал Михаил Блинкин, профессор, эксперт в области транспорта и дорожного хозяйства, — Однако, как известно, «дьявол кроется в деталях». Чтобы работал такой билет безотказно, агентство, которое организовывает такую логистическую цепочку «аэропорт—железнодорожный вокзал—автостанция», должно быть уверено, что ваш чемодан не потеряется в аэропорту, а на стыковку между разными видами транспорта нужно отводить минут 40. Как будет реализована идея единого билета, я, увы, не знаю. Но то, что мы движемся в правильном направлении — это точно».
Помимо того, что выплата всех подобных компенсаций ляжет тяжким бременем на авиаперевозчиков, это может породить целую серию локальных транспортных коллапсов, ведь проблемы с опоздавшими вынужден будет решать следующий по счету перевозчик.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»
— Добраться из одного конца нашей страны в другой без неприятностей по вине перевозчиков не всегда удается. Идея замечательная. Нужно только, чтобы соглашения между перевозчиками были составлены грамотно, с учетом всех возможных рисков как для пассажиров, так и для самих перевозчиков. Иначе в условиях российской расхлябанности, как справедливо замечают эксперты, транспортных коллапсов не избежать.
Наталья Латышевская, депутат Волгоградской областной Думы:
— Я нахожу эту идею пустой. Во-первых, большинство российских пассажиров на дальних маршрутах все-таки предпочитают покупать билеты на поезда. Во-вторых, наверняка единый проездной документ будет стоить дороже с учетом заложенных в нем рисков всех транспортных компаний. О том, что подобный опыт есть в Европе, я слышу впервые.
Максим Звонарев, сотрудник логистической компании:
— Безусловно, смешанные перевозки — благо. Во-первых, это позволит в более легкой форме преодолевать маршрут с учетом использования разного вида транспорта. Во-вторых, только один перевозчик несет полную ответственность за выполнение обязательств по всей цепочке интеграции с другими участниками и является единственным ответчиком. В этом смысле пассажиру будет очень комфортно отстаивать свою правоту.
Илья Ветров, экономист:
— В Интернете я не увидел информации о том, что в других странах мира продаются единые билеты на все виды транспорта. Я подозреваю, что один билет сразу на все виды транспорта — это чисто российское ноу-хау. Сначала Минтранс предложил это Евросоюзу после транспортного коллапса, вызванного извержением вулкана Эйяфьятлайокудль. После того, как в Евросоюзе с этим не согласились, решили внедрить у нас. Отношусь к этому скептически.