В Кремле озаботились качеством преподавания русского языка и литературы
В Москве при поддержке Администрации Президента РФ проходит учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы. В нем принимают участие около 250 учителей со всей России. В Администрации Президента считают, что объединение поможет не только повысить качество преподавания русского языка и литературы в школах, но отстаивать учителям свои интересы перед властью.
Вот и досокращались!
В Администрации Президента пояснили, что создание подобной ассоциации поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе, а также правильно понять недавно принятый Закон об образовании. Сейчас ситуация с предметами «Русский язык» и «Литература» в школах плачевная, часов преподавания русского языка и литературы в неделю намного меньше, чем, к примеру, английского языка. Кроме того, эксперты обращают внимание, что есть несостыковки по времени изучения знаковых событий — к примеру, роман Льва Толстого «Война и мир» в школах проходят раньше, чем войну 1812 г. в школьном курсе истории. Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м.
Качество образования в России упало. Принят новый Закон об образовании, но преподаватели в школах не знают, как работать в его рамках. Создание ассоциации поможет повысить качество преподавания русского языка, устранить несостыковки в концепции для учеников, а также выработать верную методологию обучения, считают инициаторы создания ассоциации.
Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м.
Еще год назад на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным председатель фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына обратила внимание на то, что количество часов русской литературы в школах в результате реформы школьного образования сократили с пяти до двух. Зашла речь и о преподавании литературы. Министерством образования и науки был принят новый образовательный стандарт для старшей школы, согласно которому в 10—11-х классах должен был появиться новый предмет «Словесность» — «Русский язык» и «Литература» в одном учебнике на одном уроке. Многие эксперты возмутились: это приведет к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов! «То, что литературу теснят, — это на самом деле колоссальная опасность для единства страны. Выкинули ее, а что ввели? Литературу надо бы вернуть. Раньше люди могли говорить друг с другом цитатами из литературных произведений и понимали друг друга, а сейчас не так», — обратилась к президенту Наталья Солженицына. Владимир Путин согласился, что поднятый вопрос требует решения: «Пообсуждаем это с Минобразования. Поговорю еще с ними». Однако президент отметил, что «навязывать сверху — все-таки это неправильно, надо чтобы профессиональное сообщество само…». В ответ на это Наталья Солженицына сообщила, что «профессиональное сообщество, которое гуманитарное, — оно, конечно, все воет и плачет и хочет, чтобы это вернули». Путин заметил, что сейчас идут непростые процессы в сфере образования, на что Солженицына возразила, что все эти процессы почему-то идут не в пользу литературы.
Возможно именно после этого разговора под напором гуманитарного сообщества литературу как предмет все же оставили в школьной программе.
Кому это нужно?
Тот факт, что инициативу создания Ассоциации учителей русского языка и литературы поддержали в Администрации Президента, может означать, что к мнению гуманитариев, обеспокоенных качеством преподавания двух основных школьных предметов, власти прислушались.
Заслуженный учитель России Евгения Абелюк считает, что Ассоциация учителей русского языка и литературы необходима, хотя и скептически смотрит на создание такого объединения сверху. «Ассоциация, безусловно, нужна. Но лучше, чтобы она создавалась самими специалистами, а не кем-то сверху. В последнем случае возникает опасение, что она создается для поддержки каких-то решений чиновников. Например, это может быть поддержка единого учебника русского языка или литературы, — сказала Абелюк в интервью «Известиям». — Как я думаю, у нас нет никакой необходимости в формировании единого учебника по русскому языку или литературе».
Член комиссии по образованию ОП РФ и член Общественного совета при Минобрнауки, преподаватель русского языка и литературы Сергей Волков заявил изданию, что в первую очередь необходимо повышать уровень самих учителей и разрабатывать действенную форму подачи предмета. «Некоторые наши преподаватели в школах так преподают литературу, что лучше бы не преподавали, не говоря о том, чтобы им выделить еще и дополнительные часы. Нужно делать так, чтобы педагоги могли дать качественное образование по своему предмету, а потом увеличить часы», — констатировал специалист.
Однако в Кремле поспешили разъяснить: несмотря на то что инициатива создания Ассоциации учителей русского языка и литературы принадлежит чиновникам, все же здесь нет никакой политики. Основная цель организации — ликвидация неграмотности среди учащихся.
Елена ВЯЛОВА, мама восьмиклассника:
— Мы получили то, что должны были получить от сокращения количества часов по русскому языку и литературе: а именно стремительный рост неграмотности, резкое снижение качества преподавания предметов. В чью голову пришла эта идея? А главное, в чьих интересах? Будем надеяться, что власти спохватились вовремя. Первое, что надо сделать, — это вернуть, а еще лучше увеличить количество уроков русского языка и литературы. Иначе мы скатимся в 20-е годы прошлого века, когда главным лозунгом отсталой России был «Долой неграмотность!».
Михаил РУБЦОВ, руководитель ансамбля старинной музыки «Конкордия»:
— То, что мы по уровню грамотности скатились в 20—30-е годы, у меня не вызывает сомнений. Документы составляются небрежно и неграмотно, не говоря уже об устной речи, что в целом свидетельствует о низком уровне культуры. Мы живем в России или в Америке? Количество американизмов такое, что уже не понятно, на каком языке мы говорим. Не знаю, будет ли толк от подобных ассоциаций, создаваемых чиновниками, но пока мы не обратимся к российской истории, к русскому языку и литературе, проблему растущей неграмотности, не решим.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей»:
— Умение связно излагать свои мысли и грамотно писать дается только практикой. Это скучный и рутинный труд. И многочасовой! Помню, как в конце 80-х годов прошлого века я занималась с репетитором по русскому языку, пожилой учительницей Любовью Борисовной Рабиной, которая начинала учиться еще в царской гимназии. Меньше чем за полгода Любовь Борисовна вытянула мой русский с тройки на пятерку с помощью диктантов из произведений Толстого. Одно предложение из «Анны Карениной» — уже полстраницы текста, 4—5 предложений — диктант. На каждую ошибку она заставляла меня учить правило из учебника Розенталя, каждое неправильно написанное слово писать в строчку 20 раз. Экзамен в вуз, как и все ученики Любови Борисовны, я сдала блестяще. А строки из произведений Толстого и Гоголя до сих пор цитирую наизусть.