Долгое время в волгоградских водителях было что-то от сапёров и даже танкистов, отправляющихся на свой решительный бой. Новые колдобины на транспортных артериях появлялись с такой скоростью, что запомнить их расположение просто не представлялось возможным. В итоге поездки превращались в передвижение по «минному» полю, на котором оставило свои колеса, амортизаторы, а то и просто превратилось в груду металлолома внушительное число автомобилей.
А как могло быть иначе, если ещё в 2015 году нормам соответствовало лишь 26 процентов городских дорог? Сегодня таких уже 62 процента и цифра день ото дня медленно, но верно растёт.
Не ждите милостей от природы
Дорожный вопрос действительно подпортил жизнь не одному поколению горожан. И способствовал этому целый комплекс факторов. Прежде всего, волгоградские трассы не приводились в порядок десятилетиями. Ямочный ремонт, естественно, не в счёт. Можно, конечно, предположить, что идея невмешательства базировалась на ожиданиях, что транспортные артерии начнут регенерировать себя сами. Но, пожалуй, всё было значительно проще: плохие дороги стали настоящим золотым дном для вполне определённого круга лиц. Из года в год в ямы вбухивались астрономические суммы, а хорошо от этого было лишь отдельным гражданам.
Свою лепту в процесс деградации вносил и ещё один непримиримый враг наших дорог — климат. Он у нас с характером, да ещё и женат на резко переменчивой погоде. Летом ливни сменяются жарой, которая приводит к деформации дорожного полотна, зимой температура многократно переходит нулевую отметку то в минус, то в плюс, и законы физики делают своё дело: подмёрзшая вода разрывает асфальт почище динамита. В той же Германии, которая славится своими автобанами, климат мягче, но из-за глобальных изменений, которые происходят в последние годы, морозы и оттепели здесь стали чередоваться значительно чаще. И, как выяснилось, законы физики в Западной Европе тоже никто не отменял, а сходящий вместе со снегом асфальт – это не только чисто российская история.
Вдобавок ко всему трассы, проектировавшиеся в глубоко советское время, явно не рассчитывались на современный транспортный поток. Каждое лето большегрузы превращали и без того потрёпанные улицы в «стиральные доски» с «волнами», в которых вполне могли заблудиться малолитражки.
Хотите пилить? Не вопрос!
Ситуация сдвинулась с мёртвой точки пять лет назад. Губернатор Андрей Бочаров первым делом отправил в небытие ямочно-откатную «систему» ремонта, предупредив, что для тех, кто попытается её реанимировать, найдётся очень ответственная и важная работа, возможно, даже где-нибудь за Полярным кругом. Подход к решению проблемы был изменён кардинально. Дороги стали полностью реконструироваться по всей ширине проезжей части. В исключительных случаях восстановление полотна проводится участками, так называемыми картами, но также по всей ширине.
Только при таких условиях обновлённая улица выдержит несколько лет эксплуатации, – констатирует руководитель департамента городского хозяйства администрации Волгограда Виталий Земцов. – С ямами, безусловно, тоже ведётся борьба, но теперь это не основной вид дорожных работ, а лишь начальный. Так, образующиеся зимой повреждения оперативно ликвидируют, но, как только устанавливается весенняя погода, начинается капитальное строительство: «латки» уступают место новой проезжей части».
Подчеркнём, что сейчас на городских объектах полностью снимается весь асфальт и укладываются два слоя покрытия: первый, основа, и второй – из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Благодаря пластичным добавкам под влиянием температуры на нём сами затягиваются появляющиеся микротрещины. Выходит, идея о дорогах, способных сами себя лечить, не такая уж и фантастическая. Главное – применять нужные технологии. Дороги стали проходить испытания зимами.
Например, Первая продольная была восстановлена в 2015 году и до сих пор успешно эксплуатируется. Да, появляются некоторые последствия износа, но, согласитесь, с тем, что творилось энное количество лет назад, не сравнить.
Оказалось, что и прочие извечные проблемы тоже не являются гордиевым узлом. В частности, глава региона ввёл ограничение на проезд фур по городским дорогам в летний период. Результат не заставил себя ждать.
Своевременные, взвешенные и, главное, эффективные решения губернатора Волгоградской области оценили в федеральном центре. В итоге регион вошёл в масштабные программы и финансирование дорожного вектора значительно усилилось. Обновлённые городские власти активно принялись за работу.
Дали по рогам. И копытам
Нельзя не упомянуть, что ещё совсем недавно одной из бед отрасли было засилье контор типа «Рога и копыта», которые стремились участвовать в дорожных аукционах с двумя единицами в штате и шариковой ручкой наперевес. Прохиндеи активно играли на понижение, получали деньги и прогнозируемо банкротились. А вот профессионалы были в большом дефиците. Нередко в городе можно было наблюдать картину, когда очень загорелые «гости-дорожники» чуть ли не голыми ногами уминали только что привезённый асфальт.
В Волгограде с такой практикой покончили, значительно усилив два муниципальных дорожных предприятия – МБУ «Северное» и МУП «ДСЭР Советского района». Они укомплектованы квалифицированными специалистами и оснащены по последнему слову техники. Эти подрядчики принимают участие во всех аукционах и в большинстве случаев одерживают победу в ходе открытой и честной конкурентной борьбы.
А если к работам всё-таки приступают организации, явно переоценивающие свои силы, в дело вмешивается Федеральная антимонопольная служба. Она уже занесла в чёрный список ряд контор.
В их числе подрядчик, которого сильно подвело качество работ на Комсомольском мосту. В минувшем году серьёзные сложности возникли и у предприятия, которое решило «отломить» кусок побольше, но не успело сделать шесть дорог в Тракторозаводском районе. Выпавшее знамя подхватили муниципальные специалисты.
Сотрудники волгоградских предприятий сами ездят по дорогам, которые строят, – подчеркнул Виталий Земцов. – Так что делают для себя!» Между прочим, слава о наших строителях уже давно вышла за пределы региона. Просьбы прислать их, чтобы привести в порядок местные трассы, уже поступают от соседей.
Доверяй, но проверяй
Первой в новейшей истории Волгограда фактически отстроенной заново улицей стала Чистоозёрная. Затем компанию ей составили Нулевая продольная, улицы Героев Тулы и Электролесовская. Полная реконструкция проведена на десятках объектов.
Учтём, что на дорожные работы даётся четырёхлетняя гарантия. Это значит, что в указанный срок все появляющиеся изъяны устраняются за счёт подрядных организаций. Бывает, разрушения появляются на стыках полос, очень сложно укатать асфальт вокруг люков. Но подрядчики не играют в страусов: сами выходят и устраняют недочёты. Экономические «рычаги» эффективнее административного «пинка»: действовать на опережение и не ждать, пока, допустим, трещина превратится в огромную яму, значительно проще и дешевле.
Впрочем, доверие доверием, но в Волгограде отлажена жёсткая система многоэтапного контроля качества. Его функции возложены на «Комдорстрой», который и заказывает работы, и наблюдает за их выполнением. У предприятия есть своя лаборатория, и с её помощью отслеживается добротность всех элементов дорожного покрытия. В частности, асфальт оценивается ещё непосредственно на мобильных заводах. На заключительном этапе делаются так называемые вырубки на уже готовой дороге. Если вскрываются факты использования некачественных материалов, весь участок перекладывается заново.
К счастью, такое явление теперь наблюдается крайне редко. К проверкам подключаются и независимые эксперты, которые также тестируют качество волгоградских дорог. Ну а каждой весной начинаются гарантийные инспекции. Комиссия фиксирует все дефекты, после чего подрядная компания выполняет работу над ошибками. Опять же за собственные деньги.
Все в дом!
Ещё один немаловажный факт: документация по аукционам теперь готовится заранее. Ситуации, когда дорожные работы из-за процедурных проволочек начинаются во второй половине года, как это было «модно» в прошлом, теперь кажутся страшным сном. Мало того, организация аукционов на 2020 год началась уже в декабре 2019 года. В результате к подготовительным работам (демонтажу старых бордюров и т. д.) дорожники смогли приступить уже в феврале.
А первая дорога на улице Симонова была сдана в апреле. Это рекорд! Когда-то подготовка документов завершалась лишь летом. Не удивительно, что значительную часть асфальта приходилось разбрасывать в снег.
Интересно, что полностью исключить производство работ в конце ноября — декабре не удаётся и сейчас. Только теперь это связано с нюансами финансирования федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Дело в том, что в ходе аукционов благодаря конкуренции удаётся экономить значительные суммы, которые также направляются на реконструкцию. Но вырисовываются они ближе к концу года. Перенести деньги на следующие двенадцать месяцев никак нельзя. Вряд ли распорядиться финансами получится ранее середины осени. Придётся максимально использовать каждый погожий день, пережидая дожди, а то и срывающуюся метель. Что скрывать, без огрехов вряд ли обойдётся, впрочем, все они будут устранены весной. Но если есть шанс улучшить дорожную сеть, его надо использовать.
Кстати, в минувшем году Волгограду даже удалось «забрать» на ремонт внутридворовых дорог экономию, образовавшуюся в других регионах. Коллеги не нашли возможностей провести в конце года дополнительные объёмы работ, а волгоградцы вызвались и успели. Как говорится, всё в дом!
В итоге в текущем году планируется привести в порядок 400 тысяч квадратных метров волгоградских транспортных артерий. Будет построено и реконструировано 40 объектов.
Наследство досталось не из завидных, но дорожники начинают подбираться туда, где горожане уже и позабыли, что такое асфальт. А это значит, что стратегия развития, которая реализуется в регионе, приносит результат.