Все четыре военных года сталинградские чекисты, помимо военно-разведывательной работы и выполнения задач контрразведки, с оружием в руках отбивали натиск фашистов, создавали партизанские отряды и подпольные группы, минировали подступы к заводам, защищали переправы и аэродромы, боролись с диверсантами, шпионами-радистами, бандитами, дезертирами.
Как кошка с глупой мышкой…
Для работников управления НКВД по Сталинградской области фронтовая обстановка стала складываться задолго до прорыва гитлеровцев к городу на Волге. Уже осенью 1941 г. оперативные группы управления НКВД, милиция и истребительные батальоны численностью от 100 до 200 чел., созданные из числа надежного партийного и комсомольского актива, обнаруживали в городе и захватывали вражеских лазутчиков, пытавшихся нарушить работу советского тыла.
С приближением линии фронта к Сталинграду работа немецкой разведки активизировалась: сюда проникали не только шпионы-одиночки, но и шпионско-диверсионные группы с оружием, радиоаппаратурой и взрывчаткой. В их задачи, в частности, входило осуществление диверсионных актов на важнейших транспортных магистралях с целью сорвать доставку военных грузов.
Задержанных врагов чекисты использовали для дезинформирования противника. Так, после перевербовки агентов-радистов последовали многоходовые радиоигры: и в результате у немцев сложилась уверенность, что в Сталинграде работает надежно законспирированная сеть агентов, дающих правдивые сведения.
Из постановления Сталинградского городского комитета обороны от 30 октября 1941 г.: «С 1 ноября установить в ночное время 50 патрулирующих постов в городе для задержания лиц и транспорта, не имеющих пропусков. В 5-дневный срок организовать ночное дежурство из жильцов у домовладений. Производить систематические облавы в городе для задержания дезертиров, лиц, уклоняющихся от военной службы без документов, и уголовно-преступного элемента. Производить проверку документов на прибывших и отправляющихся из г. Сталинграда в поездах и на пароходах».
Решение Сталинградского облисполкома от 25 ноября 1941 г.: «За проявленную бдительность, выразившуюся в задержке фашистского шпиона, гр. Медведицковой А. М. выдать 500 руб.»
Разведка доложила точно!
С первых дней боев за Сталинград управление НКВД направило на заводы оборонного значения и другие предприятия оперативно-боевые группы чекистов. Когда линия фронта подошла непосредственно к территориям предприятий, эти группы вместе с воинскими частями минировали подступы к цехам и, возглавив истребительные батальоны, сдерживали натиск превосходящих сил противника.
Во время массированной бомбардировки города 23 августа 1942 г. оперативно-боевые группы оставались на своем посту и обеспечивали ликвидацию последствий авианалетов. Совместно с войсками НКВД под непрерывным огнем вражеской авиации, минометных и артиллерийских обстрелов они сохраняли порядок на переправах. Связь через Волгу не прекращалась.
В тяжелейшие сентябрьские дни, когда немецкие автоматчики грозили захватить центральную переправу, группа сотрудников НКВД и милиции в количестве 80 чел. в течение четырех суток удерживала ее, пока из-за Волги не пришло подкрепление — части 13-й гвардейской дивизии под командованием Родимцева. За эти дни группа истребила большое количество живой силы врага и, захватив две противотанковые пушки, использовала их против немцев.
Одновременно с боевыми действиями управление НКВД организовало военно-разведывательную работу ближнего тыла противника. В немецком тылу были установлены 22 штаба войсковых частей, в том числе штаб Паулюса, а также 4 аэродрома, 4 радиостанции, 37 мест концентрации живой силы и военной техники противника, 9 линий оборонительных укреплений, 25 артбатарей, 13 складов с боеприпасами и др.
Добытые разведкой данные передавались в штаб войсковых соединений, обороняющих Сталинград, и в разведотдел штаба фронта. Значительная часть установленных военных объектов гитлеровцев была уничтожена артиллерией и авиацией Красной армии.
Из характеристики Ашихманова Сергея Никитовича.
Из рабочих в 1930 г. по мобилизации комсомола был направлен на работу в органы. В 1942 г. был оставлен в Сталинграде, в течение всего периода боевых действий показал себя бесстрашным, волевым чекистом, выполнял специальные задания по разведработе в тылу противника. Лично участвовал в боях и находился в составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии до полного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, за что был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
Справедливое возмездие
Ни одна сколь-нибудь серьезная агентурная операция гитлеровцев за все время военных действий успеха не имела. В дни обороны Сталинграда было захвачено более 200 вражеских шпионов и диверсантов-парашютистов, у которых были изъяты радиостанции, оружие и боеприпасы, шифры, коды, ампулы с ядом, фиктивные документы, большие суммы советских денег и бактериологические средства для отравления источников питьевой воды.
Эта жесткая борьба с диверсантами, бандгруппами, дезертирами, полицаями и карателями продолжалась и после того, как линия фронта двинулась на запад. С начала наступательных действий Красной армии на Сталинградском фронте группы сотрудников НКВД следовали с ее передовыми частями. Помимо вышеперечисленного, они обеспечивали своевременную отправку войск на передовые позиции, проводили работу по разминированию освобожденных территорий. Всего в области чекисты выявили 300 заминированных полей, где противник заложил до 200 тыс. мин.
Боевая вахта чекистов продолжалась до победных майских дней 1945 г. Мужество, преданность Родине и настойчивость личного состава управления НКВД по Сталинградской области получили высокую оценку: 80 чекистов были награждены орденами, 70 чел. — медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу», 70 защитников нашего города получили медали «За оборону Сталинграда».
Из характеристики Маториной Марии Ивановны.
Являясь разведчицей УНКВД по Сталинградской области, после переброски через линию фронта на захваченную часть г. Сталинграда в течение 2 месяцев выполняла там задания чекистских органов. Будучи внедренной в состав обслуживающего персонала немецкой военной комендатуры, собрала установочные данные на ее работников, а также немецких пособников (бургомистра, начальника полиции и многих полицейских). Это дало возможность сразу же после освобождения нашими частями той или иной части города производить аресты пособников и предателей.
Анна ЖЕЛЕЗНЯК.