Общественность не одобрила проект правительства по введению контроля школ за поведением учеников в соцсетях
Министерство образования и науки не будет обязывать школы следить за поведением учеников и учителей в социальных сетях и блогах. Ранее проект такого нововведения был представлен правительством на суд общественности. По словам его инициаторов, подобный контроль необходим для защиты детей от терроризма и экстремизма. Народные эксперты, однако, предложение не одобрили.
Портрет в деталях
Представители исполнительной власти рассудили, что сейчас практически любую информацию можно найти в социальных сетях, а набор посещаемых сайтов в Интернете может сказать о человеке гораздо больше, нежели самая подробная характеристика. Если школьник подозрительно часто интересуется в поисковике, как изготовить взрывчатые вещества в домашних условиях, и при этом еще регулярно заходит на страницы неонацистских сообществ, то пора бить тревогу. В контексте трагических событий, произошедших в феврале в одной из московских школ (тогда, напомним, старшеклассник открыл стрельбу прямо в кабинете географии), проблема становится особенно актуальной. Быть может, если бы за поведением подростка, в том числе и в Интернете, наблюдали внимательнее, жертв удалось бы избежать?
Согласно проекту документа контролю также должна подлежать сетевая активность учителей. Это давало бы уверенность в том, что тот, кто каждый день общается с детьми, передает им знания и опыт, сам никак не связан с экстремистской деятельностью.
Сработает ли система фильтрации?
Между тем народным экспертам показался неясным механизм осуществления таких проверок. На кого ляжет обязанность осуществлять контроль? На учителя информатики? Практика показывает, что во многих школах именно он отвечает за всю работу, которая так или иначе связана с компьютерами. Но специфика проверок достаточно далека от педагогической практики, а преподаватель не является экспертом по вопросам экстремизма. И это не говоря о дополнительных нагрузках — как будто у учителей без этого мало работы. В среднестатистической школе сотни детей, большинство из них зарегистрировано в двух-трех социальных сетях, посещает десятки различных сообществ. Если заниматься серьезной проверкой, времени на преподавание попросту не останется.
К тому же полноценный контроль возможен только при наличии определенных технических средств, которые есть далеко не в каждом образовательном учреждении. Но даже при их наличии остаются неподконтрольными мобильные устройства с возможностью выхода в Интернет. А учитывая, что школьные компьютеры оснащены системой фильтрации, запрещающей доступ, в том числе и на экстремистские сайты, школьник вполне может использовать мобильник или планшет, чтобы посетить эти странички. Система безопасности в этом случае попросту бесполезна.
Не угроза, а помощник
Во многих странах социальные сети, доступ к которым в наших школах зачастую запрещен, рассматриваются не как источники угрозы безопасности, а как помощники в процессе обучения. Во Франции ученики начальной школы учатся писать при помощи «Твиттера» — само собой, под постоянным наблюдением учителя. Он ответствен за то, чтобы ребенку на глаза не попалась информация, не предназначенная для неокрепших умов. Южнокорейские школьники раз в неделю связываются со своими зарубежными сверстниками и в процессе общения овладевают иностранными языками. Детям разрешено общаться на любые отвлеченные темы и обмениваться фотографиями. В США социальные сети используют, чтобы повысить интерес к урокам литературы.
Тут надо сделать существенную оговорку: любые действия учеников в Интернете контролируются, причем специальными отделами, специализирующимися на таких проверках, а не школьным учителем, который, проведя шесть уроков, остается на добровольной основе изучать профили своих подопечных. В тех же Соединенных Штатах ответственность интернет-пользователь будет нести не только если распространяет экстремистскую информацию, но и за угрозы, оскорбления — ко всему этому относятся весьма строго.
Зона повышенной безопасности
Учитывая мнение экспертов, минобрнауки исключило из проекта требований пункты об обязательном мониторинге сетевой активности учеников. Однако меры по обеспечению антитеррористической безопасности, естественно, не исчерпываются одним контролем в Интернете. Все школы планируется поделить на три категории в зависимости от уровня угрозы. В учебных заведениях первой категории появится должность заместителя директора по безопасности, в других просто назначат ответственных за антитеррористическую работу. Для них четко пропишут требования: например, составлять психологический портрет учителей и учеников, «склонных к нарушению установленного режима и проявляющих интерес к террористической и иной неправомерной деятельности».
В зданиях школ будет усилен контрольно-пропускной режим, увеличено количество камер наблюдения. В каждом образовательном учреждении составят паспорт безопасности. Таким образом, будет создана инфраструктура безопасности. Также проект правительства предусматривает «организацию работы с родительским активом по недопущению детей в экстремистские и террористические организации, проведение разъяснительной работы среди обучающихся и работников организации о необходимости безотлагательного информирования руководства организации и правоохранительных органов о выявленных фактах террористической и иной противоправной деятельности лиц».
Иван ШАМАЕВ.
От автора:
— Анонимность в Интернете — это всего лишь иллюзия, стереотип, получивший широкое распространение. Если кто-то совершает противоправные поступки в Сети, вычислить его не так уж сложно, все технические возможности у соответствующих органов для этого имеются. Другое дело, когда речь идет о простом хулиганстве — вот здесь уже стоит подключать школу. Мне кажется, что само присутствие школьных учителей в социальных сетях значительно улучшит ситуацию: ученик будет вести себя куда корректнее, если будет знать, что его запись может попасть на глаза учителю.
Алесей ВОЛОЦКОВ, депутат Волгоградской городской Думы:
— Не думаю, что стоит перекладывать на преподавателей задачу по защите детей от опасной информации. Этим должно заниматься государство, систематически ограничивая чисто технические возможности доступа к подобным страницам. Не должны оставаться в стороне и родители: сейчас достаточно просто установить на компьютер ребенка программы, блокирующие доступ к определенному контенту. Именно эти две составляющие — технический надзор и родительский контроль — обеспечат информационную безопасность школьника.
Игорь НИЛОВ, ученик 11-го класса:
— Многие мои одноклассники, узнав о такой инициативе, сильно возмущались: мол, учителя вторгнутся в личное пространство! Я такого негодования не разделяю. Во-первых, педагог же не придет ко мне домой и не сядет за мой личный ПК, проверять будут только компьютеры, установленные в школах. А они изначально предназначены только для образовательных целей. Во-вторых, любую информацию, которую мы размещаем в блогах, можно как оставить открытой, так и ограничить к ней доступ. Чего же возмущаться, если ты сам хотел, чтобы другие что-то о тебе прочитали?
Наталья СМИРНОВА, психолог:
— Полностью контролировать доступ к информации, размещенной в Сети, не могут ни учителя, ни родители. Дети зачастую гораздо лучше разбираются в тонкостях обращения с компьютером, к тому же запретный плод всегда сладок. Думаю, что стоит сосредоточиться не на запретительных мерах, а на воспитании детей, формировании у них правильных ценностей. В современных условиях скрыть информацию просто невозможно, главным становится вопрос ее правильной интерпретации. Здесь возрастает роль учителей и родителей, которые должны объяснить детям, что правильно, а что нет.