Открыта выставка волгоградского художника-исследователя Александра Татаренко, посвященная его юбилею
Какой подарок будет самым лучшим для художника в его юбилейную дату? Не часы, не планшет и не сервиз, а открытие выставки его работ и его учеников. Именно такой подарок получил на свое 65-летие волгоградский художник-исследователь и педагог Александр Татаренко.
Накануне своей юбилейной даты в «Галерее искусств» муниципальной детской художественной школы № 3, что в Краснооктябрьском районе, начала свою работу экспозиция «Секреты старых мастеров». «Хотя имя Татаренко на слуху, его работы экспонируются не так часто, и мы решили восполнить пробел», — объяснил свое решение предоставить зал для экспозиции директор ДХШ № 3 Александр Рябыкин.
Новое — хорошо забытое старое
Александр Татаренко получил блестящее образование — после окончания Пензенского художественного училища учеба в Санкт-Петербургской академии художеств и Московском художественном институте им. Сурикова. Он успешен и как мастер — у него много заказов, почитателей, друзей-художников, что в творческой среде большая редкость. Но Александр Татаренко уже много лет, с 80-х гг., старается внедрить свою авторскую методику. Она была им опробована в ходе недолгого, шестилетнего, существования его студии, и, по мнению мастера, результаты ее работы очень достойны.
— Новая методика, как все новое, всегда вызывает некоторое отторжение, — признается Александр Татаренко. — Хотя ничего нового не изобретено — я просто в точности следовал стилю работы мастеров эпохи высокого Возрождения. Суть методики в разделении труда сочинителя и исполнителя. У каждого творца были подмастерья, и мастер разрабатывал композицию, ученик, зная технику, переносил эскиз мэтра на полотно, а потом мастер корректировал и завершал начатое.
Секрет воздушной перспективы
На взгляд мастеров прошлого и Татаренко, подобное разделение функций позволяло и позволяет ученику максимально быстро освоить необходимые профессиональные навыки. Кроме того, в соответствии с методикой обучающиеся должны постигать искусство на высоких образцах, поэтому они повторяют работы старых мастеров. Являясь художником-исследователем, Татаренко изучил не только методику преподавания старых мастеров, но и секреты их полотен.
— В эпоху Возрождения стали применять воздушную перспективу, и именно в это время она достигла самого высокого уровня в мире, — говорит Александр Владимирович. — Воздушная перспектива самая сложная из всех видов перспектив, и ее сложность заключается в том, чтобы не просто передать иллюзию расстояния, а сам воздух перенести на полотно.
Идеи на кухне
Зрители выставки могут увидеть около 60 работ учеников Александра Татаренко, представляющие собой картины, выполненные с полотен великих художников, а также несколько авторских портретов, принадлежащих кисти самого юбиляра. Портреты встречают публику у самого входа в экспозицию и поражают своей одухотворенностью и уважительным отношением к моделям. Вот оперная певица Яна из Америки, которая выступала в Волгограде и так поразила своим искусством волгоградского художника, что он ее нарисовал. А вот черно-белый портрет безымянной пианистки — «Девушка с зонтом», созданный художником еще в Ленинграде в студенческую пору.
— У каждого портрета своя судьба создания, — говорит Александр Владимирович. — Есть те, которые были сразу написаны, а есть те, которые годами стояли в мастерской незаконченными, и только благодаря друзьям, говорившим: «Заверши, интересная работа», картины были доведены до конца.
Друзья играют очень важную роль в жизни Александра Татаренко. Они — его поддержка, помощь и вдохновители. Многие из них пришли на открытие экспозиции, и среди них были и одногруппники по академии.
— Помню, как мы давно еще на кухне разрабатывали идею создания музея мирового искусства, — вспоминает искусствовед Людмила Офицерова — она, ее будущий муж Александр Офицеров учились вместе с Татаренко. — Идея была замечательная — представьте: заходите в выставочный зал, а в нем под одной крышей видите исполнительские работы с картин великих мастеров, которые в оригинале выставлены в музеях всего мира. Думаю, история рассудит и придет время, когда и идея музея будет востребована, и новая методика оценена, и восстановленные Александром Татаренко прежде утраченные секреты старых мастеров будут признаны.
Наталья НИКОЛАЕВА.