За оскорбление учителя школьник понесет уголовную ответственность
Ужесточить ответственность за неподобающее отношение к учителям — с таким предложением выступил заместитель главы комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов. Согласно предложенному им проекту публичное оскорбление в отношении педработника при исполнении им профессиональных обязанностей приравнивается к оскорблению в отношении представителя власти. За такой проступок предусмотрена уже не административная, а уголовная ответственность. Так, 14-летний школьник, отпустивший в адрес учителя бранное словцо, может быть приговорен к исправительным работам на срок от шести месяцев до года. Также нарушителя выдворят из школы. А родителям хулигана придется выплатить солидный штраф.
Преступление и наказание
На данный момент учитель никак не защищен от насмешек и оскорблений со стороны учеников. Все, что в силах педагога, — устно пригрозить обидчику или вызвать родителей в школу. На малолетних наглецов эти меры практически не действуют. По мнению адвоката Андрея Князева, «никаких преференций в вопросах защиты по статусу у педагогов нет, а вину их обидчиков не усугубляет то, что в качестве потерпевшего выступает преподаватель». Он отмечает, что оскорбление и причинение вреда преподавателю наказывается в соответствии с общегражданскими законами: ребенка с 14 лет можно привлечь к уголовной ответственности только за нанесение тяжкого вреда здоровью (до этого, к счастью, практически не доходит).
Интернет пестрит роликами, демонстрирующими, как ученик хамит учителю или даже пускает в ход руки. Стоит преподавателю ответить тем же — он не только потеряет работу, но и угодит за решетку. Педагогическое сообщество не раз поднимало проблему, но среди хулиганов по-прежнему считается весьма престижным досаждать учителю, записывать это на камеру и выкладывать в сеть к вящему восторгу публики. Если законопроект о защите педагогов будет одобрен, такие видео превратятся в убедительное доказательство виновности школьника.
— Я считаю, что государство должно защищать безопасность преподавателей, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу, — уверен автор инициативы Виктор Шудегов.
Законопроект также предусматривает не только защиту, но и меры всесторонней поддержки и стимулирования учителей. Так, педагогам с десятилетним стажем предлагают дать право уйти в отпуск сроком до года, чтобы отдохнуть от стрессов, сопряженных с профессиональной деятельностью. При этом учителю будет выплачиваться половина зарплаты.
Кто виноват?
Половина россиян одобряет введение уголовного наказания за оскорбление учителей — таковы результаты опроса, проведенного порталом Superjob. Из 1600 респондентов 51% поддержал инициативу, 31% выступил против. Причем среди недовольных проектом большинство составляют те люди, у которых есть дети — видимо, они сомневаются, что их чадо сможет в корректной форме поддерживать беседу с преподавателем.
Половина опрошенных отметила, что «у современных детей искажено понятие «право человека». И порой школьники специально провоцируют учителей насмешкой, игнорированием, хамским поведением на резкую реакцию, а потом бегут жаловаться родителям, в суды». Также респонденты подчеркнули, что педагоги бесправны по сравнению с их подопечными. Однако даже у сторонников перемен вызывает опасение тот факт, что после принятия закона может перевесить другая чаша весов и беззащитными окажутся уже дети.
Противники инициативы указывают на то, что поведение ребенка во многом зависит от компетенции учителя. Они уверены: хороший педагог всегда сможет заработать авторитет у школьников и даже самому отъявленному хулигану не придет в голову ему нагрубить. Сложившуюся ситуацию с оскорблениями часть респондентов связывает с низким уровнем компетентности преподавателей, не сумевших заинтересовать детей своим предметом. Они приводят следующие цифры: 90% поступивших в педагогические вузы получили на ЕГЭ от 56 до 70 баллов, еще десять процентов — и того меньше. Таким образом, главную проблему можно увидеть не в школьниках, а самих учителях.
На сложность и неоднородность ситуации указывают и сторонники закона о введении ответственности за оскорбление учителей. Они уверены, что наряду с запретительными мерами необходимо применять новые методики в обучении, обновлять классические подходы к преподаванию. Только все эти меры вкупе могут сократить число конфликтов между педагогами и детьми.
Интернет пестрит роликами, демонстрирующими, как ученик хамит учителю или даже пускает в ход руки. Стоит педагогу ответить тем же — он не только потеряет работу, но и угодит за решетку.
Школьник, отпустивший в адрес учителя бранное словцо, может быть выдворен из школы. А родителям хулигана придется выплатить солидный штраф.
Хороший педагог всегда сможет заработать авторитет у школьников, и даже самому отъявленному хулигану не придет в голову его оскорбить.
Иван ШАМАЕВ, обозреватель «Городских вестей»:
— Конфликты в школе неизбежны: у подростков всегда непростые отношения как со взрослыми, так и между собой. Но если школьник хамит сверстникам, оскорбляет учителя, его нужно не только наказывать, но и найти причину такого поведения. Может, у него непростая ситуация в семье. Задача педагогов и школьных психологов — понять, почему он так себя ведет, помочь, насколько это вообще возможно. Но и без наказания такие поступки оставлять нельзя — пусть подросток с малых лет привыкает нести ответственность за свои слова и поступки.
Татьяна МИХАЙЛОВА, многодетная мать:
— Опасаюсь, как бы некоторые недобросовестные преподаватели не начали пользоваться ситуацией, тиранить детей. Есть такие учителя, которые и без всяких законов завоевывают доверие и любовь детей. Если кто-нибудь и попробует оскорбить такого педагога, нарушителя дисциплины быстро утихомирят его же одноклассники. А вот на уроке другого преподавателя те же дети становятся совсем иными — непослушными, грубыми. В своей жизни я встречалась как с одним, так и с другим типом педагогов. Выходит, дело не в ребятах, а в самих учителях?
Ирина ФОМИНА, председатель комитета по образованию Волгоградской городской Думы:
— Профессия учителя была и остается одной из важнейших, ведь эти люди передают знания подрастающему поколению. Отношение к педагогу — яркий показатель нравственного климата в обществе. Очень важно защитить преподавателей всеми доступными средствами. Не менее значительно создание положительного образа учителя: родители должны прививать детям уважением к педагогам, о лучших представителях профессии необходимо говорить в СМИ. В этом случае ситуация изменится в лучшую сторону.