Эксперт рассуждает о современных реалиях для музыкальных театров.
Фестиваль «Оперный альянс», который проводит театр «Царицынская опера», собрал в Волгограде много гостей. Среди них были не только солисты, но и люди, отлично разбирающиеся в современных тенденциях, сильных и слабых сторонах жизни театров. В их числе – исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров Наталья Зыкова. «Городские вести» побеседовали с экспертом.
– Благодаря Ассоциации музыкальных театров возник яркий проект – фестиваль «Видеть музыку». Для чего понадобилось такое мероприятие?
– Ассоциация музыкальных театров (АМТ) создана в 2004 году и объединяет свыше пятидесяти учреждений культуры, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга. В середине 2010-х годов стало очевидно, что музыкально-театральному пространству необходим общероссийский фестиваль, где все музыкальные театры могли бы представить свои спектакли. Каждому театру нашей огромной страны жизненно необходимо осознавать себя частью большой системы, показывать постановки другой аудитории, в том числе столичным зрителям, получать отзыв от профессионального сообщества. Так и возник фестиваль «Видеть музыку», где театры могут взаимодействовать, обмениваться опытом и решать общие проблемы и задачи.
– В чем же отличие фестиваля от других подобных мероприятий?
– Фестиваль «Видеть музыку» – это новый формат, где отсутствует какая-либо фильтрация. Это чистый срез, реальная картина современного российского музыкального театра. Каждое учреждение само отвечает за выбор и качество спектакля, который хочет показать в рамках фестиваля. Но шедевры, стоящие всеобщего обозрения, рождаются не ежегодно. Большие затраты нужны для перевозки труппы с оркестром. Потому самое рациональное – участие в фестивале один раз в два года. Зато постановки региональных театров показывают на всех столичных оперных сценах: в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой опере», «Геликон-опере», Большом театре и Камерном музыкальном театре имени Покровского (новом филиале Большого театра), Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац.
Спектакли-участники фестиваля – это всегда обширный материал для анализа и обобщений. У театров есть возможность и себя показать, и на других посмотреть. Можно сравнить уровень подготовки и выступлений и понять, в каком направлении стоит двигаться дальше. На фестиваль приходят профессиональные критики, поэтому каждый театр может получить объективную оценку. У критиков нет задачи сделать «заказной» материал, в отзывах, как и в выборе спектакля, царит демократия. На фестивале отсутствует конкурс и распределение наград.
– «Царицынская опера» стала участником фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» в 2018 году. Но это не первое ваше знакомство с театром. Что-то изменилось с тех пор?
– Я посещала театр в то время, когда директором был Владимир Федерас. На сцене шли симпатичные оперные постановки, а вот здание было в неприглядном состоянии. Помню ощущение разрухи, облупленные стены, обломанные ступени… Потом я приехала на концерт, приуроченный к 100-летию Леонарда Бернстайна год назад. И будто попала в другой театр – прошлый и настоящий отличались друг от друга, как день и ночь. Здание «Царицынской оперы» отремонтировали, и люди стали относиться к театру теплее, как к своему дому. Такая атмосфера чувствовалась во всем. А это значит, что появился коллектив единомышленников, который движется в одном направлении. С приходом директора Леонида Пикмана «Царицынская опера» стремительно заявила о своем существовании на российском уровне, стала активным членом Ассоциации музыкальных театров. Театр в прошлом году успешно представил оперу Моцарта Cosi fan tutte – «Так поступают все, или Школа влюбленных» на сцене «Геликон-оперы». Леонид Борисович пригласил меня на премьеру оперы «Кармен» Бизе в постановке Грига Скоморовски и заодно на вновь возрожденный им фестиваль «Оперный альянс». Я с интересом наблюдаю за театром, и могу сказать, что «Царицынская опера» успешно развивается, экспериментирует, ведет активную PR-политику, собирает полные залы и воспитывает своих зрителей.
– Как думаете, чем можно привлечь современного зрителя в оперу?
– Обширный репертуар позволяет вовлекать новую публику. «Царицынская опера» проводит яркие проекты, громкие премьеры, которые получают отклик у людей разных возрастов. И это очень важно. У зрителей есть потребность в развитии, и в силах театра «воспитывать» их до восприятия серьезных оперных постановок. У «Царицынской оперы», я считаю, в этом огромный потенциал.
Анжела Буцких