Наталья БАННОВА: «Народная песня, как картина «Мона Лиза», не требует улучшения»
В Волгограде выступила известная исполнительница народных песен народная артистка России Наталья Баннова
Творческий вечер Натальи Банновой ознаменовал открытие нового сезона муниципального учреждения культуры «Волгоградконцерт» департамента по делам культуры администрации Волгограда. Сегодня Наталья Баннова много гастролирует, дает сольные концерты за рубежом, проводит мастер-классы. Ее творческая карьера строится на выведенном правиле исполнения: «Народная песня не должна скатываться до уровня развлекаловки: она совсем другая — глубокая, мудрая и древняя. Для ее исполнения нужен не только голос, но и чуткое сердце».
«Голос — капризный инструмент»
— У вас богатый творческий опыт, вы выступали на престижнейших концертных площадка мира. Какая сцена оказалась самой сложной?
— Очень сильное впечатление на меня произвел Альберт-холл в Лондоне. Прелесть этого зала в том, что там нет занавеса и очень маленькая оркестровая зона. Ты выходишь, и кажется, что зритель практически обступает тебя со всех сторон. Я начала с акапелльной вещи «Сронила колечко», и с момента моего выхода до завершения исполнения стояла такая звенящая тишина, что я тогда подумала: «Ну, все — я провалилась!», но потом обрушился просто шквал аплодисментов.
— А голос от волнения не дрожал?
— Удивительно, но на голосе это никоим образом не отразилось. Он был настолько хорош, словно хотел публике Лондона сказать: «Вот послушайте, как должна звучать русская песня!».
— Кстати, если заговорили о голосе, то вы, как профессионал, что делаете, для того чтобы он на выступлениях всегда был в форме?
— Голос, как и скрипка, один из самых капризных инструментов. Так, как ты себе представляешь в идеале, голос звучит, наверное, раз в месяц. На него влияет все: и погода, и влажность, и давление. И здесь связки не подтянешь, канифольчиком не смажешь — с ним ничего сделать нельзя. Поэтому голос надо беречь. Благо сейчас хорошие концертные площадки, аппаратура, позволяющие показать красоту своего тембра.
Костюм «В память Паваротти»
— Наталья Геннадьевна, обращают на себя внимание ваши яркие и оригинальные костюмы, в которых сочетается исконно русская культура с модными трендами, в результате чего получается модное русское этно.
— Костюм для артиста — великое дело, и я должна себя чувствовать в концертном наряде королевой. На мой взгляд, вещи должны быть просты. Тут главное — не переборщить, особенно когда костюм выполняется в фолк-стилистике. Однако люблю бусы, и их у меня грозди, бывает, из-за них даже чемодан становится неподъемный.
— Как выбираете ткань, фасон и кто является их автором?
— Я как-то была на концерте своей подруги — замечательной исполнительницы романсов Любови Исаевой. Мне очень понравился ее костюм, и она представила его автора — стилиста Сергея Рзаева. Мы стали с ним сотрудничать, и в результате нашей общей работы было создано костюмов 10 — от платья цвета золота до наряда оттенка перламутрового с голубыми цветами.
— Для волгоградского выступления вы выбрали костюм алого цвета — какова его история создания?
— У него даже есть имя — «В память Паваротти». Потому что юбка костюма пошита из ткани, из которой был изготовлен шарф знаменитого тенора.
Восхищение уровнем
— Вы в Волгограде впервые. Как оказались в городе, самое первое — куда отправились?
— Сразу же на Мамаев курган. Это потрясающий памятник, от которого возникает и чувство гордости за историю нашей страны, и щемит сердце от горя потерь. Видела церковь: хоть она и недавно построенная, чувствуется, что теперь это намоленное место: сюда приходит много людей, и что важно, с детьми. И еще: не могла не оценить, какая с Мамаева кургана открывается удивительная панорама — все видишь, как на ладони, даже удивительную Волгу. Это не может не завораживать.
— Помимо того что вы впервые в Волгограде, вы на концерте впервые играли и с ансамблем «Царицынъ» — как работалось с волгоградскими музыкантами?
— Музыканты высшей категории, они все делают на высоком уровне. И, в первую очередь, хотелось подчеркнуть особую музыкальность этого коллектива. Есть музыканты, которые только играют, а есть те, которые не просто аккомпанируют, а проживают всю песню и словно поют вместе со мной. «Царицынъ» именно такой. И, конечно, огромное спасибо профессиональным звукооператорам.
Шлифовка временем
— Наталья Геннадьевна, вы посвятили русской народной песне всю свою творческую жизнь. И, будучи профессионалом, скажите, как она со временем эволюционирует и каково сейчас, на ваш взгляд, ее нынешнее состояние?
— Народная песня, как всемирно известная картина «Мона Лиза», не требует улучшения. Каждый человек, который исполняет ту или иную народную песню, уже делает ее новой. Потому что у каждого исполнителя свои эмоции, и, переживая все по-своему, он и в песню привносит свои краски и оттенки. Главная задача исполнителей народных песен — это хранить шедевры, которые были созданы веками. Народная песня уже отшлифована до степени чистейшего бриллианта.
Наталья ЖУРБИНА.
Фото предоставлены МУК «Волгоградконцерт».