Фронтовая закалка помогает нашей землячке и в 90 лет оставаться в строю
Шестнадцатилетняя Екатерина Бондаренко пришла на завод «Баррикады» в предвоенный год. А в 1942 г., когда немцы рвались в Сталинград, ей пришлось сменить рабочую спецовку на солдатскую гимнастерку. Вместе с другими добровольцами девушка откликнулась на комсомольский призыв и отправилась служить в 14-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи, входивший в состав 64-й армии.
По окончании курса молодого бойца ее с подругами направили в Астрахань, а затем — в калмыцкие степи, где посты ВНОС выполняли ответственную боевую задачу. На дальних подступах к Сталинграду бойцы батальона в жару и в мороз дежурили на вышке, отслеживали передвижение наземного и воздушного транспорта немцев, передавали данные в штаб.
Ошибиться было нельзя, ведь пропустишь вражеский самолет — и он прорвется бомбить Сталинград, знала красноармеец Бондаренко. Хотя, что творится в родном городе, ей было известно совсем чуть-чуть.
— Информации никакой, разве что из телефонных разговоров узнаешь: Сталинград сражается. А еще ночью с вышки и за сотни километров мы видели длинную черно-красную полосу и понимали: город горит, переживает адские муки, но не сдается, — рассказала Екатерина Матвеевна.
Хотя девушкам-бойцам ВНОС не грозила немецкая пуля, жизнь каждой тоже частенько висела на волоске. Располагался батальон в голой степи, вдалеке от жилья. От землянки до поста — 20 км пешего хода с автоматом на плече, по снегу, в одиночку, по пустынной дороге.
— Однажды иду по снежной накатанной дороге: темно так, что какая-то приблудная собака к сапогам моим жмется от страха, а я — к ней. И вдруг волки завыли, да так громко! Обернулась: они совсем рядом, глаза красным горят, — до сих пор не может забыть моя собеседница. — Я из автомата раза два—три стрельнула, звери чуть отстали. А тут собаки откуда-то сбоку залаяли. Оказывается, рядом деревня — и только это спасло и меня, и собаку-попутчицу.
Война научила девчонок самостоятельно устраивать быт. У тебя 36-й размер обуви, а ботинки, чтобы лазать в «кошках» по столбам телеграфных линий, дают 43-го размера? Набили их газетами — и вверх! Не хватает пайка? Сменяли положенную бойцу махорку у калмыков на каймак или сало баранье — и можно служить!
Неудивительно, что медаль «За оборону Сталинграда», которой отмечены не только героизм и мужество, но и неженский ратный труд Екатерины Матвеевны, самая дорогая среди ее наград.
В составе своего батальона ефрейтор Бондаренко дошла до Польши. Домой вернулась с орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и желанием мирно трудиться. Потому и пошла на родной завод, в свой родной цех.
— Екатерина Матвеевна контролировала качество оборонной продукции, затем перешла в кузнечно-прессовый цех, где два десятка лет отработала сварщиком-посадчиком горячей продукции. Имея «горячий» стаж, на пенсию ушла только в 67 лет, потому что фронтовая закалка не давала ей жить иначе, — рассказала председатель заводского совета ветеранов Вера Трушик.
Завод «Баррикады» был единственным местом ее работы, ему Екатерина Бондаренко отдала более 45 лет жизни. Сюда вслед за ней пришли дочь и многочисленная родня.
За проходной предприятия участница Сталинградской битвы также оставила свой добрый след. После войны в составе черкасовской бригады она с одной рабочей смены выходила с подругами во вторую — на восстановление разрушенного войной жилья. Те дома на 4-м и 5-м участках, около рынка на ул. Титова, около завода «Баррикады» живы до сих пор.
Весной Екатерина Матвеевна отметила 90-летие. Но, несмотря на годы, она по-прежнему активный участник всех ветеранских мероприятий. Ходит с палочкой, но дома не сидит, а часто бывает в школах, ведет патриотическую работу с молодежью.
— Я выросла в поселке Металлоплощадка недалеко от железнодорожной станции Тарифная. Недавно по хорошей погоде пошла туда от трамвая пешком, прогулялась до самого хлебозавода. На месте моего дома теперь деревья, прохлада, тишина — в общем, хорошая мирная жизнь, — порадовалась ветеранка.
Хорошая мирная жизнь — это главное наследство, которое наша землячка Екатерина Бондаренко передала своим двум внукам и двум правнукам.
Алла САВЧИШИНА.
Через семь с лишним десятков лет у защитников нашего города остались в основном лишь медали «За оборону Сталинграда» да фронтовые раны. Шинели и сапоги, в которых солдаты пришли с фронта, износились. Оловянные фляжки, ложки, кружки пришли в негодность. И даже письма-треугольнички, сохраненные мамами и женами, или воинские справки давно рассыпались от старости.
Но мы верим, что потеряно не все и не у всех. Бывая в гостях у фронтовиков, тружеников тыла, «детей Сталинграда», мы видели немало следов войны — от почерневших фотокарточек до пуговиц с солдатской гимнастерки. Да и у молодых волгоградцев, не знавших войны, хранятся семейные реликвии, оставленные родными. И не забываются истории, связанные с ними.
Мы предлагаем рассказать эти истории и показать эти реликвии на страницах нашей газеты, чтобы вместе продолжить писать историю Великой войны и рассказывать о ее героях. Звоните нам по тел.: 23-42-39, 72-39-42, или пишите по электронному адресу: saval52@mail.ru