Черкасовское движение объединило 79 тыс. наших земляков, которые в короткий срок восстановили разрушенный войной город.
В феврале 1943 г., сразу же после завершения Сталинградской битвы, горсовет провел учет населения, который показал: в северной и центральной частях города осталось чуть более полутора тысяч жителей. Однако уже через пару месяцев, когда город был разминирован и очищен от трупов, эти и возвратившиеся из эвакуации сталинградцы взялись за восстановление жилья и социально-культурных объектов.
Рационализаторы поневоле
На трудовые субботники и воскресники выходили все трудоспособные граждане, не занятые на производстве.
Например, 20 июня 1943 г. в общегородском воскреснике участвовали около 10 тыс. чел. Три тысячи жителей Тракторозаводского района были заняты на восстановлении водопровода, школ и даже… яхт-клуба. Жители кировских поселков Старая Отрада и Старая Бекетовка восстанавливали две школы — № 56 и 122, две бригады рабочих обувной фабрики — здание городского театра.
Сталинград превратился в огромную стройплощадку и потому остро нуждался в стройматериалах. «Сталинградская правда» опубликовала большую статью инженера Гурари, в которой тот предлагал активно искать замену дефицитным материалам.
«Нам требуется огромное количество всевозможных строительных материалов, — писал автор. — При существующих условиях не всегда эти материалы есть. Поэтому широкое распространение должны найти заменители различных видов сырья. Глина с добавкой извести может заменить дефицитный алебастр для штукатурных работ. Хорошо промытый шлак надо использовать при бетонных работах, так как он дает легкое, дешевое и устойчивое перекрытие. Полуразрушенные стены с небольшой деформацией следует не разбирать, а связать железобетонным поясом и заделать бреши, нанесенные осколками мин, авиабомб, снарядов. Дощатые переборки можно заменить хворостом-плетнем».
Вторая смена — на стройке
Мужская часть населения воевала на фронте, поэтому тяжелыми строительными работами занимались женщины, развернувшие черкасовское движение.
Личность Александры Черкасовой не может не вызывать восхищения. Пережив на Мамаевом кургане все 200 дней сталинградского сражения, она смогла сохранить детей, жизнелюбие и активность. В июне 1943 г., заручившись согласием председателя Дзержинского райисполкома Мурашкиной, Черкасова решила организовать бригаду строителей-общественников. В нее вошли работницы трех детских садов — воспитательницы, работницы кухни, няни.
Среди руин в центральной части города бригадир нашла 4-этажное кирпичное здание, на стене которого осталась надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Этот дом отстоял гвардии сержант Яков Федотович Павлов». С восстановления этого легендарного дома и решено было начать работу. В воскресенье, 13 июня, 19 женщин во главе с Александрой Черкасовой вышли на объект.
«В руках — кирки, лопаты, деревянные носилки. Ломами разбивали глыбы обугленных камней и бетона. На носилках спускали вниз, сбрасывали в воронки от бомб, которые со всех сторон окружали здание. На стройку ходили в юбках, сшитых из плащ-палаток и шинелей, в косынках из кусков парашюта. Обуви не было — работали босиком. Детей приводили с собой, устраивали их рядом, постелив одеяльца на обрушенные камни. Пока матери работали, дети играли патронными гильзами, которые были разбросаны здесь повсюду. Женщины ежедневно выходили на стройку по вечерам, после своей основной работы в детском саду», — так рассказал о черкасовках сталинградский журналист П. Ульев.
С его помощью бригада написала письмо в газету «Сталинградская правда». В номере от 18 июля женщины обращались ко всем жителям города с призывом после трудовой смены выходить на восстановление Сталинграда, создавать добровольческие бригады, осваивать строительные профессии, работать так же самоотверженно, как солдаты воюют на фронте.
В одном ряду землекоп и рабочий
В этом обращении сообщалось, что только в одном Дзержинском районе (такое название носила тогда центральная часть Сталинграда), созданы и работают 108 бригад. В них трудятся более 2 тыс. чел.
«Для того чтобы еще шире развернуть черкасовское движение, чтобы добиться наилучших успехов в восстановлении нашего родного города, мы предлагаем организовать массовое социалистическое соревнование трудовых и добровольческих бригад», — призывали земляков подруги из бригады Александры Черкасовой.
Письмо не осталось незамеченным. Сталинградцы стали записываться в добровольческие бригады, которые создавались на каждом предприятии. Выходя на стройку, в личных черкасовских книжках они помечали, где и сколько часов отработано. Почин бригады Александры Черкасовой был одобрен на заседании бюро Сталинградского горкома партии и исполкома горсовета.
Свой вклад в патриотическое движение внесла и научная общественность. «Сталинградская правда» отмечала: «Профессора мединститута, как и все сталинградцы, принимают участие в черкасовском движении. Каждое воскресенье профессора Пытель, Иоффе, Сыроватко, Ершов, Могилевский, Набутович в поликлинике № 5 консультируют участников черкасовского движения, направляемых из районных поликлиник города».
К 1948 г. добровольческие бригады развернулись во всю мощь. Только в этом году они восстановили около 150 жилых домов, сдали в эксплуатацию семь школ, отстроили кинотеатр «Победа», на многие годы ставший главной киноплощадкой города. Черкасовцы проложили около 30 км асфальтовых дорог, высадили в сожженном городе тысячи деревьев.
Благодаря черкасовскому движению уже к началу 50-х гг. наш город избавился от самых страшных следов войны.
Михаил СЕРЕНКО, историк.