Гудком настоящего поезда из прошлого встретили сегодняшнее утро жители и гости областного центра. На станцию Волгоград-1 прибыл знаменитый состав Победы — точно такой же, как и в далеком 1945-м. Тогда 70 лет назад такие эшелоны привозили домой победителей, сегодня поезд из прошлого привез воспоминания ветеранам. Исторический поезд Победы отправился в путь 17 апреля. За это время он успел посетить станции Новороссийск, Краснодар-1, Туапсе, Кавказскую, Сальск и Котельниково.
Едва только заслышались паровозные гудки, ветераны, как и 70 лет назад, когда такие составы развозили солдат с победой по всему Советскому Союзу, с радостной надеждой стали вглядываться вдаль. Встретить ретропоезд на первый перрон вокзала вместе с ними пришли молодое поколение волгоградцев, представители власти. Ушедших победителей — своих прабабушек и прадедушек — правнуки Победы вспомнили акцией «Бессмертный полк».
— Мы стали участниками волнительного события, которое дает нам возможность еще раз вспомнить героев и прикоснуться к истории. Переоценить труд железнодорожников в годы войны невозможно: железные дороги были кровеносными сосудами, по которым снабжался фронт, по которым спасали людей, перевозили огромное количество вооружения и продовольствия. Низкий поклон всем, кто воевал и трудился, приближая Победу, — поздравил ветеранов первый заместитель губернатора Волгоградской области отметил Игорь Стефаненко.
С сообщения Левитана о капитуляции Германии и раскатистого «Ура!» началась концертная программа о возвращении домой в 1945 году солдат-победителей. Букеты цветов, песни военных лет и, конечно же, вальс Победы подарили прибывшие гости ветеранам.
От майских дней 45-го их отделяет 70 десятков лет, но, боль утраты жива, и, как и прежде, ветераны не могут сдержать слез при словах Бухенвальдского набата и усидеть на месте при звуках первого вальса Победы.
— Моя бабушка, ветеран войны, Валентина Михайловна Бондарева, пережила подростком Сталинградскую битву и после ее окончания восстанавливала железную дорогу. Ей она отдала всю свою жизнь. Для меня этот поезд — возможность прийти и поблагодарить за подвиг наших победителей, разделить их радость Победы и, вспоминая свою бабушку, отдать дань памяти ушедшим героям, — рассказала внучка ветерана Ольга Бондарева.
Разведчик-артиллерист Тимофей Николаевич Замятинов Победу встретил в Ленинграде.
— Наша 51-я отдельная пушечная бригада сражалась на Ленинградском фронте, мы открывали блокаду. После ее снятия освобождала Ленинградскую и Псковскую области, а после участвовали в освобождении Эстонии и Моонзундских островов. В 1944-м меня отправили учиться на командира огневого взвода в Ленинград. Там я и встретил 9 Мая, — вспомнил военное время Тимофей Николаевич.
Волгоградцы смогли побывать внутри паровоза Победы, посмотреть, как работает кочегар и как пекут в топке картошку.
— Ходит на пару — оттого и паровоз называется. Паровоз этот уникальный — он участвовал в освобождении Сталинграда. Но, несмотря на годы, в рабочем состоянии, только что деревянную обшивку заменили, а так все на ходу, — говорит машинист Александр Грава.
Все вагоны являются музейными экспонатами. А сам ретростаричок находится на обслуживании в Тихорецке. Такой ретропоезд, курсирующий по югу России, один-единственный, говорит Александр Владимирович.
— Чтобы тормоза работали — пар нужен, чтобы ехать — тоже пар нужен. А пар — это вода и уголь. Вода кипит, давление поднимается, и поезд идет, — показывает он механизм работы всем желающим.
— Картошку себе в топке печете? — спрашиваю, глядя на запеченные клубни.
— Да! — вот, можете посмотреть даже, приоткрывает он дверцу топки.
— Кто в пути находится в кабине машиниста?
— У нас это называется будкой, и управляем поездом мы втроем — машинист, его помощник и кочегар. На 300 км у нас уходит 25 тонн угля. Им мы снабжается на каждой станции.
Почти весь год пузатый старичок проводит в Троицке, но перед 9 Мая неизменно отправляется в дорогу, чтобы подарить ветеранам воспоминания о самом главном дне в году.
После небольшой стоянки в Волгограде ретросостав отправился в путь — завтра утром его уже ждут в Суровикино. Завершится легендарный маршрут на станции Каменоломни Ростовской области. Но, как обещают машинисты, совсем ненадолго — чтобы к следующей победной дате отправиться в очередной путь дорогой победителей.
В этом году ретропоезд «Победа» впервые ведут два паровоза. Один из них — паровоз марки Эр739-99, построенный в 1935 году. С 1941 года он находился в составе спецформирований НКПС СССР — колонне паровозов особого резерва № 38, которая обслуживала прифронтовые участки в районе Сталинграда. В послевоенные годы паровоз продолжил свою службу на Приволжской железной дороге, а в 2011 году был передан в музей.
Паровоз Л-0073, построен в 1947 г. и имел обозначение серии «П» – Победа. Впоследствии он был переименован в серию «Л», по фамилии главного конструктора Коломенского завода, разработчика этого паровоза – Л. С. Лебедянского. Внешнее оформление паровоза Л-0073 соответствует его первоначальному облику первых послевоенных лет эксплуатации.
Полина ВОЛКОНСКАЯ. Фото автора.