Текст: Денис КАЁХТИН. Фото: Сергей ПУЧКОВ.
Закон «О поддержке развития казачества» в Волгоградской области нужен, но требует серьезной доработки – к такому выводу пришли участники первых общественных слушаний проекта нового законодательного акта, который был разработан профильным комитетом региональной администрации. В ходе прений спикеры высказали свои пожелания, что документ необходимо наполнить конкретными мерами по возрождению казачьей этнокультуры и распространить действия нового закона на всех членов казачьих общества, в том числе и не входящих в реестр.
Уставные нормы предписывают
Проект закона «О поддержке развития российского казачества на территории Волгоградской области» был разработан региональным комитетом по делам национальностей и казачества весной этого года. Тем самым была предпринята попытка собрать правовые нормы, касающиеся казачества в одном документе.
‑ Этот проект разработан в соответствии со «Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» и другими федеральными законами, ‑ говорит глава комитета Сергей Чернов. ‑ Он направлен на усиление оказания содействия казачьим обществам, определяет порядок их взаимодействия с органами власти. Необходимость данного законопроекта состоит в том, чтобы определить эффективное взаимодействие органов власти всех уровней с казачьими обществами для реализации государственной политики в отношении казачества.
Кроме того, отметил Сергей Чернов, документ определяет принципы, направления, формы государственной поддержки деятельности казачьих обществ, разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере развития казачества, регулирует взаимоотношения между органами госвласти и казачьими обществами.
То, что органы государственной власти в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества осуществляют необходимые меры по реализации федерального законодательства, принимают нормативно-правовые акты по вопросам возрождения казачества в регионе и обеспечивают их исполнение четко прописано в Уставе Волгоградской области. Об этом напоминает и председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области протоиерей Олег Кириченко.
‑ Норма устава есть, но нет единого сводного документа, который бы суммировал и включал в себя все постановления, указы в отношении казачества. Таким документом должен стать закон, который бы аккумулировал лучшие наработки за 25-летний период возрождения казачества в регионе, ‑ подчеркнул духовный наставник казаков Волгоградской области.
Прирастая станицами и округами
С тех пор как новая Россия вывела казачьих коней из, казалось, уже вечного исторического загона, лихие хлопцы, оседлавшие их, проскакали немало верст – 25 летний период возрождения. За четверть века волгоградское казачество стало одной из ведущих общественных структур, принимающих активное участие в различных сферах общественной жизни ‑ политической, культурной, образовательной, патриотической и, конечно же, духовной.
Казачество Волгоградской области сегодня – это пять округов, в числе которых Волжский, Второй Донской, Усть-Медведицкий и Хоперский. Один из самых многочисленных – Волгоградский. В него входят 17 казачьих обществ – 1 юрт, 11 станиц, 4 хутора, 1 городское казачье общество. В этом году к ним присоединились еще два общества ‑ хуторское «Южный рубеж» села Червленое Светлоярского района области и станичное «Верхнезареченское» одноименного поселка Волгограда. Кроме того, на состоявшемся в начале месяца отчетном Круге единогласным решением казаков в состав округа был введен хутор Букатин из города Краснослободска.
В округе состоит 1932 казака и казачки. Из них 1364 приняли обязательства по несению государственной и иной службы. В скором времени пополнят ряды Волгоградского округа и казаки хуторского казачьего общества «Хутор Светлоярский».
‑ Конкретно деятельность Волгоградского округа – это охрана общественного порядка муниципальной казачьей дружиной, работа с призывниками, которая включает в себя подготовку молодежи к службе в армии, ‑ перечисляет атаман Волгоградского казачьего округа Александр Кривенцев. – В этих вопросах мы активно взаимодействуем с военными комиссариатами, с казачьими воинскими подразделениями. Это и патриотическое, духовно-нравственное воспитание порастающего поколения казачат. Чтобы усилить работу в этом направлении, безусловно, нужен нормативно-правовой акт, в котором были бы четко прописаны конкретные меры, цели и задача, а главное – учреждения, ведомства и лица, которые будут нести ответственность за выполнение этих задач. Поэтому, казаки давно ждут этот закон.
Акцент ‑ на культуру
Вокруг предложенного проекта нового закона развернулось много споров. А все потому, что кроме положительных моментов в нем, заметили участники дискуссии, есть и ряд недостатков. Это отмечает и сам его разработчик.
‑ В нем много общего и мало конкретного, ‑ заявляет Сергей Чернов. ‑ Не расставлены приоритеты: что является главным, а что второстепенным. Необходимо расширить положение о социальных гарантиях казакам, в документе нет конкретизации казачьего землепользования, не обозначена господдержка казачьих обществ, не входящих в госреестр. В проекте закона никак не обозначено казачье кадетское образование и развитие этнокультурного казачьего компонента. Нужны дополнительные преференции казакам, проживающим в районах, граничащих с Казахстаном. Если мы не сможем закрепить привлекательные условия деятельности там казачьих обществ, через некоторое время мы будем говорить о них в прошедшем времени.
По словам руководителя областного комитета по делам национальностей и казачеству, главным должно стать создание и содействие в организации и работе казачьих военно-патриотических клубов.
Однако у членов дискуссионной площадки по поводу того, что должно становиться во главу угла несколько иные взгляды.
Так, профессор Волгоградского государственного университета Марина Рыблова считает, что законопроект, в первую очередь, не должен «стесняться называть казаков культурной этнической группой, как это было изначально сказано в Федеральном законе 1991 года «О реабилитации репрессированных народов».
‑ В проекте нового закона речь, в первую очередь, идет о реестровом казачестве. Это значит, что он не касается основной массы казаков — женщин-казачек и казаков, которые не включены в реестровые казачьи общества. Этот закон исходит только из закона о госслужбе, которые уже есть и, надо признать, работает не достаточно эффективно. Полностью игнорируется то, что было прописано в законе о реабилитации казачества 1991 года, ‑ подчеркнула Марина Рыблова.
Специалист по этнографии донского казачества обращает внимание на то, что в Статье 13 «Социально-культурная деятельность казачьих обществ» всего лишь две небольшие статьи, которые «разрешают определенному кругу специалистов заниматься проблемами культуры».
‑ Я думаю, необходимо возвратиться к закону 1991 году и аккумулировать усилия федеральных и местных властей по выработке и реализации комплекса мер по восстановлению разрушенного культурного наследия казаков, ‑ считает Рыблова. ‑ Первостепенной задачей должно стать создание культурных, научных и образовательных центров в местах компактного проживания казаков. В Волгоградской области основная территория традиционного проживания донского казачества, и нам нужен здесь, в Волгограде, центр, который аккумулирует усилия местных казачьих сообществ, науки, образования, православия. Нужно сделать так, чтобы казачья культура звучала не от фестиваля к фестивалю, а каждый день ‑ чтобы дети могли читать книги по казачеству, чтобы учителя были снабжены этой литературой, чтобы в кадетских корпусах преподавали на основании учебников, написанных грамотными казаковедами. Закон нужно наполнить глубоким смыслом, а не простыми фразами, которые многократно озвучены и не работают
На руинах казачьего самоуправления
О том, как сейчас создать условия, чтобы казачьи общества могли участвовать в экономическом процессе с выгодой для себя и для общества призывает подумать разработчиков проекта закона доцент кафедры государственного управления и политологии Волгоградского филиала РАНХиГС Ольга Рвачева.
‑ В последнее время все чаще стали писать о необходимости возрождения традиционной формы хозяйствования казачьих обществ. Но ведь мы должны понимать, что в реалиях современной жизни это невозможно. Хотя бы потому, что никакой формы традиционного бытования казаков уже больше не существует, ‑ заметила автор научно-исследовательских работ по истории казачества.
Речь идет о попытках в современной России возвратить селам и деревня статуса станиц, где живут родовые казаки.
Напомним, что еще несколько столетий назад на Дону органами самоуправления на местах являлись станичные и слободские правления и суды. Станичный атаман ведал вопросами экономической жизни станицы, доводил предписания вышестоящих инстанций станичникам, обеспечивал охрану общественного имущества, безопасность границ станичных земель, организовывал действия в чрезвычайных ситуациях, контролировал порядок несения казаками службы. Дела, выходящие за пределы полномочий станичного атамана, решались на станичном сходе. Сход формировал и станичное правление как исполнительную власть на всей территории станичных земель (юрта).
Станичное правление одновременно являлось и низшей судебной инстанцией – станичным судом, сфера деятельности которого ограничивалась гражданско-правовыми, а также незначительными уголовными делами. Более серьезные дела рассматривались сыскным начальством. Согласно «Положению» 1835 года ведению станичного суда подлежали дела, которые сегодня принято называть бытовыми: о ссорах в семье и между соседями, о лености, пьянстве, о неповиновении детей.
В 1870 году правительство ликвидировало право станичных обществ на ведение судопроизводства, а деятельность местных органов самоуправления поставило под контроль сыскного начальства. В итоге казачье самоуправление и в нижнем звене административного деления было сведено к минимуму.
Древнюю традицию проведения войсковых кругов и выборов войсковых атаманов казаки смогли ненадолго возродить лишь после падения династии Романовых в 1917 году. Тогда же в казачьих республиках Дона, Кубани, Терека и других были разработаны и приняты самые демократические на тот момент конституции в мире и самое передовое законодательство. Так, женщины-казачки уже летом 1917 года принимали участие в выборах Донского войскового атамана Каледина.
Государство диктатуры пролетариата демократизм казачества и его приверженность своим правам ни в коей мере не устраивали. Последний Конституционный круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. В 1921 году казаки были окончательно лишены своих старинных прав.
‑ Сегодня в казачьих обществах поддерживают традиции самоуправления, но исключительно внутри этих обществ, согласно внутренним уставам, ‑ говорит Ольга Рвачева. – Но казачье самоуправление, каким оно было в VXIII – XIX веках, сегодня невозможно – это противоречит Конституции Российской Федерации. Сегодня существует система, когда казаков привлекают к деятельности местного самоуправления или поручают какие-либо функции на условиях аутсорсинга. Это вполне возможно и даже перспективно.
Казачьи общества, отмечает Рвачева, ‑ это элементы, отдельные институты, которые могут аккумулировать интересы общества. В этом качестве их и нужно вовлекать в местной самоуправление, через них узнавать чаяния жителей отдельно взятой территории.
‑ В первую очередь, на что сегодня следует обратить внимание – это сохранение того наследия, которое осталось: архитектура казачьих станиц, их бытовая культура, которую по крупицам собирают этнографы, систематизировать это в научных статьях и научно-популярных изданиях. Это тот самый минимум, который мы в силах сделать с учетом реалий современной жизни, ‑ подчеркнула Ольга Рвачева.
Есть над чем работать
Впрочем, на некоторых территориях исконного проживания казаков в Волгоградской области такая работа сегодня активно ведется и местными властями, и самими жителями.
‑ Нам мультикультура не нужна, ‑ заявил глава Иловлинского района, атаман Иловлинского юрта Второго Донского казачьего округа Александр Егоров. – Мы не должны принимать чужеродные нам традиции. Донская культура, традиции, воинское искусство, признанные во всем мире – вот что должно быть у нас в приоритете. А мы, почему-то, стали забывать об этом. Нам предстоит вернуть нашу культуру, для того, чтобы ее глубже изучать, давать детям образование, основанное на традициях. В Иловлинском районе мы уже занимаемся данным вопросом. Нам нужны поддержанные государством стандарты казачьего образования. Это должно быть обязательно отражено в региональном законопроекте.
По итогам общественных слушаний принято решение о создании рабочей группы с привлечением в ее состав авторитетных казаков, ученых, юристов, деятелей культуры. Работа над законопроектом будет продолжена под руководством комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
Российские регионы, где уже приняты аналогичные законы:
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Еврейская автономная область
- Калининградская область
- Приморский край
- Самарская область
- Сахалинская область
- Хабаровский край