Зарубежные производители фастфуда заплатят «налог на здоровье»
Депутаты Госдумы предложили повысить налог на прибыль для иностранных производителей фастфуда с 20 до 23 процентов. Предполагается, что 4% с прибыли пойдут в федеральную казну, остальные 19% останутся в субъекте федерации. Как отмечают авторы инициативы, полученные средства пойдут на развитие медицины, а также на пропаганду здорового образа жизни и правильного питания. Таким образом, зарубежным продавцам гамбургеров и картошки фри придется вложиться в антирекламу собственного товара.
Газировка и международная политика
Депутаты не скрывают, что это предложение носит отчасти политический характер и связано с введенными против России санкциями. От повышения налогов на фастфуд пострадают в первую очередь всем известные американские компании. Им придется поднять цены, что приведет к сокращению числа клиентов. Некоторые предлагают не связывать международные отношения и экономику, однако многие крупные производители фастфуда напрямую связаны с той или иной партией, финансируя ее и оказывая определенное влияние на поведение конгрессменов и сенаторов.
В то же время, как подчеркивают сторонники инициативы, политическая сторона вопроса не является главной. Гораздо важнее, что молодое поколение россиян откажется от вредной пищи.
— Медицинские исследования доказали негативное влияние чрезмерного потребления фастфуда на здоровье населения. До 50 % всех заболеваний россиян связано с плохим питанием. Результат — гастрит, пищевая аллергия, панкреатит и еще целый букет недугов. Любителям нездоровой пищи грозит ожирение. В зоне особого риска — дети и подростки, — пояснил депутат Игорь Зотов инициативу введения «налога на здоровье».
В этих условиях необходимы меры госрегулирования сферы быстрого питания, уверен парламентарий. Необходимо не только повысить налог на пищу из фастфудов, но и донести до населения информацию о ее вреде. А деньги, полученные с крупных торговых сетей, можно потратить на проведение спортивных мероприятий.
Ударим беляшом по БигМаку
Противники увеличения налога для зарубежных компаний обращают внимание на то, что это создаст неравные условия конкуренции. В итоге проблема потребления вредного фастфуда не будет решена, просто зарубежные забегаловки будут заменены отечественными. К тому же, сейчас достаточно проблематично определить собственников той или иной сети: иногда право использовать раскрученный бренд используют отечественные производители. Кто в этом случае должен платить больше, а кто меньше — определить трудно. Да и увеличение налога на 3% едва ли приведет к большому росту цен на гамбургеры и иже с ними —отпугнуть клиента не получится.
В то же время предложенная мера вполне может стать толчком к распространению фастфуда с национальным колоритом. На важность создания такой торговой сети еще весной указывал президент Владимир Путин. Он отмечал, что региональным и муниципальным властям необходимо вводить льготные условия для малых предприятий, которые занимаются изготовлением «национального фастфуда». Так что в ближайшее время БигМаки могут быть вытеснены осетинскими пирогами и татарскими беляшами.
А как у них?
Идея ввести дополнительный налог на вредную пищу далеко не нова. Так, несколько лет назад аналитики ООН уже предлагали с их помощью повсеместно увеличить стоимость чипсов, гамбургеров и газировки — по их подсчетам, именно эти три продукта представляют наибольшую опасность для населения Земли.
В некоторых странах эти меры нашли свое практическое воплощение. Так, в Дании, где 13% граждан страдают от ожирения, а 47% — от избыточного веса, в течение полугода действовал налог на калорийную пищу.
Если кто-то считает, что увеличение налога всего на 3% не даст положительного результата, то ему любопытно будет узнать об опыте Франции. Там увеличение стоимости банки газировки всего на один евроцент (около 50 коп.) позволило привлечь в казну дополнительно 120 млн евро.
В США налог на газированные напитки и жирную пищу действует всего в нескольких штатах: позиции производителей фастфуда достаточно сильны, они не позволяют законодателям влиять на стоимость продукции. Интересный выход из положения нашли власти Аризоны: они рассматривают возможность ввести налог не на сами гамбургеры и колу, а на избыточный вес. Суть налога та же: любишь вредную еду — изволь раскошелиться.
Финнам приходится дополнительно платить за сладости. В первую очередь увеличение налога ударило по производству мороженого, которое, как ни странно, остается одним из самых любимых лакомств в этой северной стране.
В Мексике дополнительный налог придется заплатить не только за чипсы и газировку, но и за шоколадные батончики. В стране ацтеков вообще довольно жестко борются с калорийными продуктами. Оно и понятно: если количество погибших в результате знаменитых войн наркокартелей составило в Мексике около 20 тыс. чел., то от сахарного диабета только в 2011 г. умерло в 4 раза больше людей.
Иван ШАМАЕВ, обозреватель «Городских вестей»:
— Если фастфуд и вправду так вреден, как говорят, то меры государственного контроля за этой сферой вполне оправданны. Конечно, никто не будет его запрещать, как не запрещают у нас алкоголь или табак. Но в то же время в силах властей поддержать тех предпринимателей, которые кормят людей натуральными продуктами. Если сделать так, что вкусный и здоровый обед будет стоить меньше, чем перекус чизбургером и картошкой фри, то здоровый прагматизм возьмет свое, а забегаловки для «бургерофилов» станут чем-то наподобие клуба анонимных алкоголиков.
Сергей ПРОНЯКИН, программист:
— С одной стороны, вполне понимаю логику законодателей и даже в чем-то соглашаюсь. С другой стороны —забегаловки с фастфудом давно стали обыкновенной частью жизни многих горожан. Не успел пообедать — забежал за гамбургером. Просто, дешево и удобно. А с помощью налога нас хотят лишить того, к чему все давно уже привыкли. Считаю, что это неправильно. Здоровый образ жизни — это, конечно, хорошо, но такими темпами мы скоро дойдем до того, что будем брать налог с тех, кто, например, не хочет бегать по утрам.
Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ, председатель комитета Волгоградской городской Думы по охране здоровья, семье, материнству и детству и жилищной политике:
— Необходимо выяснить, не нарушает ли проект правил честной конкуренции, ведь для одних торговых точек налог будет повышен, а для других — нет. Мне кажется, что гораздо важнее контролировать качество тех продуктов, которые нам предлагают фастфуды. Плюс к этому создать условия для появления новых отечественных торговых марок, которые бы предлагали качественные и натуральные блюда.