Как в Волгограде музыку барокко перенесли в современную реальность
Автор проекта и исполнители поделились интересными подробностями.
Накануне в театре «Царицынская опера» прошел концерт «Любовные недоразумения. Дуэты и арии из барочных опер» с приглашенными солистами Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Натальей Мурадымовой и Дмитрием Кондратковым. Зрители не ожидали увидеть такого хулиганства на сцене от московских звезд. Герои барочных опер в современных реалиях смотрелись органично и иронично.
Волгоградскому зрителю по-настоящему повезло увидеть и услышать фееричный дуэт московских артистов. Наталья Мурадымова – сопрано, обладательница престижной российской оперной премии Casta Diva – и баритон Дмитрий Кондратков исполняли очень сложные по технике роли. Они активно импровизировали на сцене, интерактив со зрителями был ярким и оригинальным. В программе прозвучали арии и дуэты из опер Г. Перселла, Г. Генделя, Ж. Люли, Ж. Ф. Рамо, Г. Телеманна, Ф. Ковали, а также сочинения А. Вивальди. Участие в выступлении принял квартет «Солисты оркестра "Царицынской оперы».
Концерт «Любовные недоразумения. Дуэты и арии из барочных опер» открыл цикл музыкальных программ «Царицынская опера приглашает». До и после выступления удалось пообщаться с автором проекта Анастасией Черток и исполнителями Натальей Мурадымовой и Дмитрием Кондратковым.
– Я в первый раз в Волгограде, а мои партнеры Наталья Мурадымова и Дмитрий Кондратков (мы вместе работаем 10 лет) уже выступали у вас в театре. Очень приятно, что нас пригласили, – рассказала всемирно известная органистка Анастасия Черток – выпускница Московской и Женевской консерватории, обладатель премии «Молодежный триумф», художественный руководитель органных программ в ГМИИ им А. С. Пушкина и цикла программ старинной музыки в музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. – Музыку барокко переносим на нашу современность. В нашей жизни ничего не поменялось: мы также влюбляемся, как и много лет назад, также страдаем от неразделенной любви… Костюмы у героев современные, есть акценты советской эпохи. Иногда герои перемещаются в Европу, есть венецианские сценки. Также я рассказываю о профессиональной жизни и любви композиторов.
– Почему именно любовь и почему именно барокко?
– Барокко – это моя специализация, я не только пианистка, основная моя профессия – орган. У нас музыка барокко звучит очень редко, но она настолько современная и настолько близкая слушателю сегодня, что пользуется большой популярностью. Если нам еще известна духовная музыка барокко, то мы практически не сталкиваемся с оперной музыкой барокко. Очень редко такие постановки осуществляются у нас в стране. Для меня барокко – это очень ясная эпоха. Если в эпоху романтизма герой то в порыве, то в апатии, то любит, то не любит. В эпоху барокко музыка простая, но в то же время очень глубокая. Ощущается чувство, один аффект. Для современного человека это сложно, мы в стрессе, мы дерганые… Для эпохи барокко важно находиться в этой истории. А они очень простые, например, муж изменил, жена переживает... Как это все происходит: без заламывания рук, без вызова психотерапевта. Чувство переживается от начала и до конца. Им не стыдно переживать и говорить об этом прямо. Это полнота чувств. И нет никаких: но, если, а вдруг…
– По технике исполнения роли у солистов очень сложные…
– Исполнить произведения очень сложно. Наталья Мурадымова и Дмитрий Кондратков обладают подвижными и яркими голосами, они работают на полную катушку под софитами, в париках, жарких куртках. В опере персонажи меняются, одни отдыхают – другие выходят на сцену. Наши вставные номера не такие большие, и время рассчитано так, чтобы герои успели переодеться. Об отдыхе речь не идет вообще. На Западе делают пару-тройку номеров, в конце как вишенка на торте небольшая инсценировка. Примечательна и смена образов в концерте – женские исполнял Дмитрий, а мужскую – Наталья. Раньше в моде было кастратное пение, и мужчины пели за девушек. Женский образ у нас поет баритон, и это была достаточно распространенная практика. Образ женщины в эпоху барокко – это такой светлый, неприкасаемый образ. Для изображения персонажей очень жестоких, например, медузы Горгоны или каких-нибудь коварных женщин, способных на все, приглашались мужчины. Однако редко встретишь женщину, исполняющую мужскую роль.
– Какие еще темы есть у ваших концертов?
– Криминальные истории из жизни композиторов. С кем дрался Бах, кого убили, кто сам убил, кто-то отстаивал честь своей дамы. Мы рассказываем такие вещи, которые характеризуют эпоху. У нас всегда тематические концерты. Король забавляется… Вы знаете, что Фридрих II (Великий) был прекрасным композитором, Леопольд IV был флейтистом, Людовик XIV – танцором, Екатерина II – либреттисткой. У нас был такой концерт – коронованные особы, которые писали музыку и участвовали в представлениях.
– Женские роли даются не очень легко, – поделился солист Московского музыкального театра им. К .С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Дмитрий Кондратков. – Мне не просто пришлось стоять на каблуках, ходьбу и танцы на шпильках нужно было освоить. Медуза Горгона получилась, на мой взгляд, самой изящной. А проект яркий и интересный. Эту программу мы исполняем различным составом, в Волгограде с нами был квартет солистов «Царицынской оперы». Иногда мы играем под орган или органный камерный оркестр, в данном случае был рояль.
– Волгоградские зрители запомнили вас в роли блистательного Эскамильо в опере «Кармен» Ж. Бизе.
– Я счастлив снова оказаться на сцене театра «Царицынская опера» спустя непродолжительное время. Мне нравится работать с волгоградскими артистами, это приятная рутина, которая выливается в замечательные концерты и спектакли.
– Мы не скрываем, что хулиганим в этом концерте. Но музыкальный текст у нас тот, который написан. Так мы популяризируем барокко в России. Зрители не часто избалованы такими произведениями, а спеть их очень сложно. Сложная техника, исполняем во время движения, в разных позах. Анастасия Черток меня увлекла, хотя я думала, что это неисполнимо, когда впервые увидела ноты. Но через несколько лет я начала петь в таком темпе, – рассказывает солистка Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова.
– Вы такая разноплановая. На закрытии сезона 2017-2018 года волгоградцы видели вас в роли Тоски в опере «Тоска» Дж. Пуччини.
– Все дело в подвижности голоса. После барокко петь «Тоску» гораздо легче, поскольку голос собранный. Кстати, завтра у себя в театре я пою Тоску…
Анжела Буцких