Как кулинарное творчество помогает адаптироваться в жизни молодым инвалидам?
На самом деле напрямую. В Дзержинском центре социального обслуживания населения (ЦСОН) работает служба для молодых инвалидов, которая помогает адаптироваться молодым людям с ментальными расстройствами. Один из блоков школы – совместное творчество на кухне. «Городские вести» увидели, как это работает на практике.
- Настя, Саша, какие вы тут видите продукты? – спрашивает специалист центра у молодых людей с ментальной инвалидностью.
Те охотно перечисляют: огурцы, кукуруза, морковка, яйца…
Далее она обучает, как пользоваться разделочной доской, нашинковать продукты, соединить их в салатнице. Это кажется таким простым, но это серьёзный труд для ребят, которые уже, конечно, большие внешне и по возрасту, но так и остались навсегда детьми. Но помимо создания салата для них это процесс общения, досуга, социализации, элемент умения жить самостоятельно.
Занятия проходят на оборудованной в центре кухне. Тут есть плита, можно и нужно помыть руки – и этому тоже обучают ребят, стол для готовки и чаепитий, духовка, множество бытовых кухонных гаджетов: мультиварка, вафельница, духовка, комбайн, хлебопечка.
- Вы видите один из видов работы с ребятами в рамках реабилитационной службы для молодых людей с инвалидностью. Таким способом мы формируем и развиваем бытовые и социально-коммуникативные навыки, готовим ребят с ментальными нарушениями хотя бы частично к самостоятельной жизни, обучаем приготовлению простых блюд, обсуждаем продукты, назначение бытовой техники, столовых приборов, посуды. Все эти навыки они в дальнейшем смогут использовать дома, - рассказывает Анна Зенина, специалист по социальной реабилитации Дзержинского ЦСОН (г. Волгоград).
Но почему так происходит, что молодые инвалиды учатся этому в центре, а не дома? Ответ прост – некоторым родителям зачастую страшно и трудно допустить своих особенных детей к плите, к готовке, ведь это огонь, газ. Это требует внимания, присмотра, навыков безопасности. Но научившись в центре (специалисты дают родителям рекомендации), начинается маленькое чудо: «большие» дети начинают помогать на кухне, мыть посуду, выполнять посильные для них действия.
- Еще мы закрепляем гигиенические навыки, бытовые навыки в плане уборки, гладим, убираем. Отчасти это пассивная помощь родителям, но самое важное – это навыки самообслуживания. Без которых никуда, это то, что в дальнейшем пригодится им в самостоятельной жизни. Занятия проходят два раза в неделю и длятся час-полтора по времени, - продолжает Анна Зенина.
Занимаются здесь молодые инвалиды в возрасте от 18 до 44 лет. Во время занятий ребята развивают коммуникативные навыки. Круг общения у них ограничен, школу уже окончили, и прийти сюда на занятие для них целое событие.
Так Настя уже умеет готовить салат, помогает на кухне маме.
- Мне нравится ходить сюда готовить, - говорит Настя, - кашу научилась варить, кекс готовили. Дома маме помогаю готовить со взрослыми. Плиту доверяют.
Краски творчества
Отметим, что всего более 400 молодых инвалидов с начала 2024 года получили помощь в специальных службах региона — поддержку жителям Волгоградской области оказывают в 13 реабилитационных отделениях центров социального обслуживания населения. И одна из таких служб как раз работает на базе Дзержинского центра социального обслуживания. Помимо освоения бытовых навыков: уборки, приготовления пищи, стирки и т. д., ребят обучают обращению с современной бытовой техникой. Кроме того, специалисты помогают в адаптации в социуме: подопечные учатся ориентироваться в городском пространстве, пользоваться сервисами, общественным транспортом, а еще формируют навыки компьютерной грамотности и т. д. Параллельно каждый из них проходит реабилитационные занятия с узкими специалистами.
Так в соседнем кабинете Дзержинского ЦСОНа проходит творческое занятие по технике клякосграфия.
Четверо молодых инвалидов, вооружившись красками, трубочками и салфетками, рисуют осенний букет. Сначала с помощью кисти с краской делается большая капля, если подуть в трубочку, капля превращается в кляксу, которую можно расширить салфеткой.
- Техника помогает снять эмоциональное напряжение, развивает дыхательные функции, - объясняет Виолетта Погорелова, специалист по социальной реабилитации центра.
Для маленьких детей с особенностями развития в кабинете установлен блок для альтернативной коммуникации. «Чаще всего он нужен для малышей с РАС. Когда ребенок не может выразить свои эмоции и желания, он может использовать для общения эти карточки. И с их помощью показать, что он устал, ему весело или он хочет погулять», - говорит Виолетта.
Процесс реабилитации выстраивается комплексно с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого участника. Для того чтобы сделать курс более эффективным, внесение корректировок в программу реабилитации и абилитации осуществляется при согласовании с близкими родственниками получателя услуг.
Место, где можно отдохнуть душой и телом
Специалист по социальной реабилитации Наталья Еманская показывает темную сенсорную комнату:
- Это среда, которая оснащена обеденными предметами и элементами, создающими уют, спокойствие, комфорт. В этой среде можно погрузиться в какие-то свои внутренние переживания и страхи и с помощью специальных техник медитации и релаксации добиться внутреннего комфорта, успокоения и привести свое состояние в гармонию. Тут есть массажные кресла, сенсорный экран, на котором можно рисовать. Например, изобразить свой страх и стереть его. Так с помощью арт-терапии прорабатываются страхи. Есть светящийся пластиковый «дождик», перебирая который можно погрузиться в себя, успокоиться. Звучит релаксирующая музыка. Занятие в сенсорной комнате занимает 40 минут. За это время нервная система расслабляется, человек набирается энергии, уверенности в себе.
Во время кулинарных встреч, процедур и занятий могут отдохнуть и родители молодых инвалидов. Они могут заняться в это время своими делами или отдохнуть в комфортных условиях центра.
- Сын начал посещать центр, еще когда ему было три года, - рассказывает мама молодого инвалида Анжела Викторовна. – Ему всегда нравилось сюда ходить. Сейчас он уже большой, 18 лет исполнилось. Но он по-прежнему с радостью приходит, посещает кулинарные мастер-классы, творческие занятия. После окончания школы круг его общения совсем небольшой, зато общается здесь с другими ребятишками, благодаря центру научился хорошо рисовать, стал помогать мне на кухне. В целом навыки самостоятельной жизни здесь действительно оттачиваются.
- Самое главное для нас то, что молодые инвалиды приходят сюда с удовольствием. Здесь они находят себя, здесь их социум, друзья, здесь им комфортно. Важно, что благодаря центру могут передохнуть родители молодых инвалидов. Они тоже общаются между собой, обсуждают, что их тревожит. Мы много работаем над формированием навыков самообслуживания, дети учатся жить в социуме, - рассказывает директор учреждения Елена Филимонова.
Служба молодых инвалидов открылась в центре с 1 января 2017 года на базе реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью оказания социальных услуг для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 44 лет.
- С 1 января 2024 года наше учреждение и эту службу посетил и получил социальные услуги 41 молодой человек. Специалисты центра работают как в рамках предоставления социальных услуг, так и в плане организации досуга, таких моментов, как сплочение, дружба, самостоятельность, чувство самосохранения. Мы работаем над созданием условий для социальной интеграции – это очень важно для инвалидов и для семей, в которых они воспитываются, - говорит Елена Филимонова.
Отметим, в Волгоградской области службы молодых инвалидов открыты в Камышинском, Фроловском, Жирновском, Урюпинском, Николаевском, Калачевском, Новоаннинском, Светлоярском и Чернышковском районах, а также в четырёх районах города-героя — в Дзержинском, Кировском, Красноармейском и Советском. Ежегодно помощь получают более 600 волгоградцев. Обратиться за помощью в реабилитационные службы для молодых инвалидов могут жители области в возрасте от 18 до 44 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья. Специалисты предложат занятия по социально-бытовой, социально-средовой адаптации, социокультурной ориентации.
Напомним, защита тех, кто в этом особенно нуждается, — одно из ключевых направлений развития Волгоградской области. Согласно поставленным губернатором Андреем Бочаровым задачам на постоянной основе совершенствуются меры социальной помощи, система социального обслуживания населения. В регионе востребованы замещающие стационар-технологии, которые позволяют пожилым и инвалидам получать помощь в привычных домашних условиях; программа «Персональный помощник»; служба сиделок. Помимо этого, создаются отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Материал подготовлен в рамках грантового проекта «Социальный индекс» в сетевом издании gorvesti.ru