О возрасте, артистической форме, деньгах и старинных музыкальных инструментах
Российский альтист, дирижер, педагог, художественный руководитель камерного ансамбля «Солисты Москвы», народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение произведений Стравинского и Прокофьева. И все это об одном человеке — маэстро Юрии Башмете. Он настолько харизматичная личность, что знаком даже тем, кто далек от мира классический музыки. В этом году маэстро исполняется 60 лет, и в честь юбилейных мероприятий в волгоградском Центральном концертном зале прошел его концерт при участии ансамбля «Солисты Москвы». Перед концертом Башмет провел пресс-конференцию, на которой побаловал волгоградских журналистов своими воспоминаниями, размышлениями и жизненными наблюдениями.
О педагогике, находчивости и просторе
Юрий Башмет уверен, если человек хочет чем-либо заниматься, ему нужно обязательно реализовать свое стремление, и он удивится, насколько эффективными будут результаты. Так у него произошло с педагогикой. Несмотря на плотный концертный график, Башмет занимается образовательной и преподавательской деятельностью и на этом поприще ему сопутствует успех — во многих городах России действуют его мастер-классы.
— У меня огромная потребность делиться накопленным творческим опытом, и, как показывает жизнь, это надо делать. Вот лишь один случай из жизни. Когда выступал в Новокуйбышевске, представители местной музыкальной школы № 1 обратились ко мне с просьбой открыть у них мой мастер-класс, а также попросили разрешение назвать школу моим именем. Так она и стала — «имени Башмета». Через какое-то время у меня в этом городе было выступление, я решил посетить школу и что увидел: здание разрушено, как будто война была. Зато на школе висит табличка, где по диагонали красивыми буквами написано «Музыкальная школа имени Ю. А. Башмета».
На концерте, когда на сцену вышел губернатор, я ему сказал: либо снимайте на музыкальной школе вывеску, либо делайте ремонт. Он пообещал все решить при полном зале. И действительно, когда вскоре я снова приехал в город, попросил водителя подвезти меня к музыкальной школе и вижу — евроремонт сделан. А дальше закрутилось: купили два рояля, струнные инструменты, стали проводить конкурс. Считаю, школа — молодец, она сделала очень правильный ход.
Если говорить о том, как попасть в музыку, то это не зависит от места рождения. Святослав Рихтер родился в Житомере, Владимир Спиваков под Уфой, Гидон Кремер в Риге, я — в Ростове-на-Дону. Жить и воспитываться не в столицах — это еще не значит быть оторванным от музыкального мира, особенно сейчас, когда есть Интернет. И в деревнях можно получить музыкальное образование. Однако если у человека есть стремления, то нужен простор. Из деревни надо уезжать, если планируешь выступать в «Карнеги-Холл».
Об их нравах
Благодаря глобальному информационному пространству, общению и частым путешествиям, мир становится все более космополитичным, однако, несмотря на стирание многих традиций и устоев, в разных обществах существует особый менталитет, и Юрий Башмет это особенно сильно чувствует на своих концертах. Причем, замечая даже такую мелочь, каким образом поклонники дарят ему цветы.
— Выступления во всех российских городах всегда запоминаются цветами и аплодисментами. Очень часто выходят на сцену папы и мамы с маленькими детьми, которые держат букеты. Помню, как в одном городе к сцене подошел мальчик в светло-сером костюме с гвоздиками. Лицо у ребенка было такое одухотворенное, что я не удержался и спросил: играет ли он на музыкальном инструменте? На что он так гордо ответил: «Я — пианист». Так что Рихтеры у нас еще не перевелись.
На концертах на Западе и в Америке не принято идти по залу, выходить на сцену и дарить исполнителю цветы. Если кто-то так сделает, на него посмотрят как на сумасшедшего. Цветы приносят в гримерную, там их дарят, и они там стоят. Но чтобы именно в зале во время выступления — это особенность России.
О творческой форме
В свои серьезные юбилейные даты каждый человек задумывается о возрасте, анализируя то, чего он достиг за прошедшее время, и планирует, чего еще необходимо добиться. Такие мысли невольно посещают и маэстро Юрия Башмета, и он считает, что главное — это быть в творческой форме, тогда можно будет реализовать массу проектов.
— На моем юбилее, который прошел в Москве, на сцену вышел мэр Сочи и сказал: «А ты, вообще, пенсионер? Решением нашей городской Думы мы прибавили к твоей пенсии 6500 рублей и вот тебе пенсионная карточка». И вручает ее. Она такая красивая, с изображением подсолнуха. Я подумал: «Хорошо на даче сидеть и на нее смотреть». Но кроме шуток, я считаю, что главное — это выйти на сцену и самому себе доказать, что ты не пенсионер. Нет ничего хуже, чем несоответствие у артиста возраста и таланта. Наверное, и тут перед концертом люди думают — дедушка Башмет должен показать виртуозность. Но я чувствую себя в полной артистической форме, и когда есть творческий полет, то это и есть счастье.
О деньгах
Многие известные люди жили в семьях со скромным достатком и маэстро Башмет не исключение.
— Когда я рос в семье, мы жили крайне скромно. У старшего брата прохудились туфли, мы откладываем деньги и покупаем ему. Через три месяца, когда накопится нужная сумма, мне покупаем пиджак, а потом через несколько месяцев папе приобретается обувь. Мама часто обновляла свой гардероб благодаря тому, что прекрасно шила и вязала. У нас была традиция: когда я гастролировал, то всегда, откуда бы ни приезжал, привозил ей красивую шерсть. И она вязала себе восхитительные вещи.
О музыкальном «итальянце»
Для музыканта удачный музыкальный инструмент важен так же, как мудрый педагог, знакомство с талантливым антрепренерам и качественный репертуар. Маэстро Башмет всю свою творческую жизнь играет на одном музыкальном инструменте — альте миланского мастера Паоло Антонио Тестори, который изготовил его в далеком 1758 году.
— Я учился играть на обычном недорогом фабричном музыкальном инструменте, и в московскую консерваторию поступил с ним, а после первого курса, в 1972 году, мне позвонил преподаватель и сообщил, что продается инструмент-«итальянец». Он был создан итальянским мастером миланской школы Паоло Антонио Тестори в 1758 году. Инструмент продавался срочно, поэтому и стоил дешевле. Вместо 3000 рублей, а в начале 70-х годов это была приличная сумма, его цена составляла 1500. Причина проста: владелец инструмента одессит и срочно уезжал за рубеж на постоянное место жительства. В то время было принято в государственных структурах долго тянуть с разрешением на выезд, а после положительного решения гражданину необходимо было покинуть страну в течение недели.
Часть денег я скопил, играя на гитаре на свадьбах и выпускных вечерах. Я скрывал это, потому что в семье хотели, чтобы я полностью посвящал себя учебе. И мама, когда узнала, что я в тайне от них подрабатывал и скопил 500 рублей, была поражена. Однако именно эти деньги я и отдал за скрипку. Оставшиеся суммы были собраны моей семьей и взяты в долг. Но скрипка того стоила.
Наталья ЖУРБИНА.