Волгоградский милиционер в отставке Михаил Черкасов создает из осколков военных снарядов уникальные творения.
Он дарит им второе рождение, превращая остатки бомб, мин и обломки оружия в самые настоящие музейные экспонаты. Мирная жизнь грозного оружия начинается еще на полях: опытным взглядом бессменного члена поискового полицейского отряда «Безымянная высота» Михаил Черкасов сразу находит из груды ржавого металла то, что потом надолго поселится в его мастерской. Ржавое эхо прошедшей войны превращается в поражающие своей реалистичностью насекомых, предметы интерьера, сказочных зверей и птиц. Металл, который предназначался для того, чтобы убивать, оживает в причудливых композициях Михаила. Таким образом, поисковик меняет предназначение оружия. Это не просто хобби, это — возможность показать войну с другой стороны.
Жизнь — это поиск
Михаил Черкасов — коренной волгоградец. Учился в 98-й школе Краснооктябрьского района, окончил металлургический техникум, служил в пограничных войсках. Пятнадцать лет Михаил прослужил в волгоградской милиции в своем родном районе. Награжден тремя медалями, сейчас давно уже находится на заслуженном отдыхе.
Правда, отдыхом жизнь Михаила назвать можно с большой натяжкой: уже несколько лет он активный участник поискового отряда «Безымянная высота» Волгоградской общественной организации «Поиск».
Все началось с того момента, когда мама Михаила занялась поисками могилы своего отца-фронтовика. Поиск растянулся на долгие 30 лет, предопределив будущее призвание Михаила. Он сам разыскал место захоронения своего деда и даже нашел очевидцев сражения на Курской дуге, в котором погиб его славный предок.
— Я почувствовал такой душевный подъем от того, что теперь знаю, где мой дед, от того, что знаю, что он погиб как герой, — рассказывает Михаил.
После этого он твердо решил помогать людям искать и находить своих родственников, погибших под Сталинградом. Ведь все павшие на священной земле — герои.
А несколько лет назад решил заняться не совсем обычным делом — соорудить некую конструкцию из оставшихся частей вооружения времен Великой Отечественной войны, коих в героической сталинградской земле находится огромное количество.
Свою первую работу он назвал «Змей Горыныч». «Горыныч» понравился друзьям, и с тех пор все свободное время Михаил посвящает металлическому творчеству.
Сейчас коллекция Михаила Черкасова насчитывает более 50 работ. Осколки, которые использует Михаил в своих работах, не обрабатываются, сохраняя тем самым свой первоначальный облик. Вес некоторых изделий достигает 20 кг.
На вопрос, что же несут его изделия людям, Михаил Черкасов отвечает:
— Это наша история. Люди, посмотрев мои работы, должны задуматься над темой войны: хватит воевать, ведь столько железа уходит на изготовление оружия для убийства.
Левая нога кузнечика
Превращение груды металла в необычные изделия начинается прямо дома. Именно здесь у скульптора находится мастерская. На рабочий стол высыпаются осколки, и процесс пошел. Подбираются детали к будущему «зверю» и собирается пазл. Однако для того чтобы создать задуманную экспозицию, порою приходится изрядно поломать голову над тем, из чего сделать ту или иную деталь.
— Когда я работал над стрекозой, то долго не мог найти нужную деталь для крыльев. В конце концов подошла одна часть от винтовки, — показывает мастер. — Вообще для крыльев насекомых и парусов хорошо идут осколки от снаряда «Катюши, они такие же плоские. Маленькие осколки от гранат пригодятся для мелких деталей. Вот так вот ходишь по полю и собираешь будущие работы в прямом смысле слова по частям. Нашел одну деталь, завернул, подписал: «левая нога кузнечика», нашел другую деталь, подписал... Иногда, правда, приходится заглядывать в специальную литературу. Помню, начал делать элементарную поделку — осу и вдруг понимаю, что не знаю, сколько у нее лапок, а сделать насекомое нужно реалистично, — смущенно улыбается Михаил.
Букет колючих роз
Квартира Михаила сначала поражает тишиной, но потом начинаешь различать звуки и понимаешь, что она сплошь заселена живыми существами. Это только на первый взгляд в квартире находятся неодушевленные железки. Но вот перебирает лапками кузнечик, ворона копошится над гнездом, вытягивает шею цапля, павлин распустил хвост и готов пуститься в пляс, стрекоза расправила крылья и вот-вот взлетит, царевна-лягушка уже получила послание-стрелу — сейчас извлечет ее из болота и… за свадебку. Есть и предметы быта: подсвечники, столы, стулья, абажуры для ламп — все из осколков мин, снарядов, бомб. Общий вес коллекции — более полутора тонн.
Еще одна из первых поделок Михаила — «Взрыв». На обрезанном основании гильзы — приваренные осколки от боевых снарядов. Вторая работа — «Букет роз». Розы «выросли» из 76-миллиметрового снаряда от пушки, колючей проволоки и разорвавшихся пуль. Сейчас Михаил делает более сложные работы, в некоторых из них используется до 180 различных осколков.
Женщинам традиционно нравится работа под названием «Царевна-лягушка». Основанием ее служат два осколка от авиабомбы, стрела сделана из куска шомпола от винтовки, а оперение стрелы — из осколков гранаты. Сам корпус лягушки — кусок минометной мины, лапки — осколки от снарядов. Вся работа состоит из 50 осколков и весит около 3,5 кг.
— Это мои творения, мои дети, — говорит Михаил, окидывая взглядом комнату. — А все, что я создал и создаю, придает мне только положительную энергию. Я даже Новый год встречаю с елкой из 42-го — «Сталинградской», сделанной из частей винтовочных стволов и развороченных осколков снарядов.
Часы времени
Он утверждает, что не любит войну. И в своих работах словно перековывает все эти мечи на орала. Превращение войны в мир не только дань пацифистским идеям, но еще и память о тех, кто сложил голову в годы лихолетья.
— А мама моя немцев так и не простила, — делится эмоциями Михаил. — Не могу, говорит, и все! Я видела, как они наших детей рвали. Нет, не могу…
В его квартире-музее много экспонатов на военную тему. Напольные часы остановились на 4 часах, времени, когда началась война. Хозяин их сам сломал на этой минуте...
В спальне хозяина гордо восседают три персонажа Третьего рейха. Один из немецких солдат, несмотря на свою серьезность, кажется даже комичным — вооруженный до зубов скелет в каске и летных очках.
— Бравада-то этого персонажа напускная, — говорит Черкасов. — Этот солдат хоть сейчас готов к бою, но не видит со стороны, что он — всего лишь полуистлевший скелет.
Противостояние — схватка двух держав — часто прослеживается в работах автора. Фашистская гидра, пронзенная штыком от винтовки Мосина, символизирует победу советского оружия над темной фашистской силой.
— Этот штык оставлял рваные раны, немцы считали это оружие негуманным, — поясняет Михаил.
В гостиной стоит стеклянный стол, обрамленный ножками из военных осколков. Под стеклом на карте мира сошлись в схватке два гиганта: паук-крестоносец и красный скорпион. Они только готовятся к бою, но нам уже известен его исход.
Сейчас в задумках автора составление каталога с указанием точного веса, количества работ и осколков. Конечно, мастер мечтает показать все свои работы людям. К слову, скульптора военного металла часто приглашают с выставками за рубеж и предлагают продать работы. Но он отказывается выезжать из России и еще не продал ни одно свое творение. Он их лишь дарит хорошим людям и на добрую память…
Елена ПРОХОРОВА.
Автор благодарит пресс-службу ГУ МВД по Волгоградской области за предоставление материалов.