Историческое событие: набережную и рокадную дорогу в Волгограде продлят на юг и на север
Областная столица поэтапно обретает свой «упорный пояс».
Берегоукрепление, проведённое за последние семь лет, не только сделало прибрежную зону безопаснее для жителей и инфраструктуры, но и позволяет территории комплексно развиваться. Нулевая продольная, новая набережная, стадион «Волгоград Арена» – все это уже появилось благодаря возведённым защитным сооружениям. В этом году завершили 570-метровый участок в районе улицы Химической, а уже через несколько месяцев в Ворошиловском районе стартует первый этап очередного масштабного проекта — в течение нескольких лет в южной части города появится 5-километровая укреплённая береговая полоса. А значит, и набережная, и рокадная дорога получат продолжение.
Вопросы берегоукрепления актуальны для Волгограда, расположившегося на правом берегу Волги, уже более 60 лет — после строительства плотины гидроэлектростанции и образования водохранилища. Искусственные сооружения изменили гидрологическую ситуацию — влияние воды на береговую линию стало более интенсивным. Соответственно из-за размытия возросла и опасность для населения и инфраструктуры, находящейся неподалёку от реки.
Сегодня прибрежная зона в областной столице представляет собой чередование участков. На одних есть берегоукрепительные сооружения, на других нет. Но незащищённых отрезков с каждым годом становится всё меньше: в 2014 году глава региона обозначил берегоукрепление в числе якорных приоритетных проектов развития Волгоградской области, а его команда взялась за решение этого вопроса, который десятилетиями оставался без внимания.
Как итог, около 3,5 километра «упорного пояса». Один из последних введённых в эксплуатацию – 570-метровый участок берегоукрепления около улицы Химической в Центральном районе города-героя. Он позволил защитить от негативного воздействия воды 14 гектаров прибрежной зоны, где живут 1300 горожан и находятся другие объекты инфраструктуры.
– Когда мы в первый раз осматривали эту территорию с Волги, никто не верил, что это всё осуществимо. Но мы утвердительно сказали, что всё будет сделано — слово «если» для нас неприменимо, — отметил Андрей Бочаров в ходе рабочей поездки на объект. — И сейчас нас интересует дальнейшее развитие этих территорий. Уже в этом году без промедления нужно перейти к строительству следующего участка. Задача понятная, выполнимая и касается не только защиты берега, развития транспортной составляющей, а в целом инфраструктуры.
Следующий важный шаг — охватить берегоукрепительными работами около 5 километров прибрежной территории от Ворошиловского до Кировского районов. Общая стоимость работ оценивается в 7 млрд рублей, а предотвращённый ущерб – 13,5 млрд рублей.
Проект прошёл экспертизу и разбит на пять очередей. Уже в этом году подрядчик приступит к возведению первого отрезка в районе улиц Иркутской – Одесской.
Вдоль берега Волги
Реализация этой очереди протяжённостью 280 метров позволит продлить набережную Ворошиловского района. Также у рокадной дороги появится продолжение – она будет выходить к участку строительства нового здания арбитражного суда, на улицу Таджикскую с возможностью переезда на Рабоче-Крестьянскую. Это позволит разгрузить движение на Первой продольной.
Губернатор, который держит на личном контроле реализацию всех масштабных инфраструктурных проектов, поручил главе Волгограда и профильным структурам областной администрации приступить к разработке проекта дальнейшего продолжения «нулёвки». В южном направлении её планируют «дотянуть» до улицы Автомобилистов. Но для этого потребуется решение множества вопросов, в том числе в сфере земельных отношений.
– Нельзя эту работу делать без поддержки федеральных властей, муниципалитета, жителей. Нужно быть и нам самим убеждёнными, и жители должны понимать, что эта дорога даст дальнейшее развитие городу. Это уникальная возможность, которую нужно использовать. Если мы не будем мечтать о реализации таких проектов, не будет развития города. Кто думал, что мы построим берегоукрепление, построим рокадную? Да, проект берегоукрепления трудновыполним, но мы обязательно его сделаем все вместе. Это историческое событие, – подчеркнул Андрей Бочаров.
Впрочем, у жителей северных районов областной столицы тоже есть повод для радости. Рокадная дорога дойдёт и до их территорий. Рассмотрены варианты строительства продолжения проезда через существующие берегоукрепительные сооружения в районе заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады», а также возведение новых участков дороги и реконструкция улицы Тракторостроителей. В результате общая протяжённость трёх очередей может составить около 10 километров.
– Проекта такого масштаба ни в одном субъекте РФ нет, – сказал председатель комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. — Поэтому, конечно, будет федеральная поддержка. Команда, которую объединяет Андрей Бочаров, работает очень эффективно: все проекты реализуются на благо Волгограда, для развития Волгоградской области.
Разворот лицом к Волге
Вообще берегоукрепление позволяет не только защищать территорию, объекты и население от разрушительного воздействия воды, но и комплексно развивать, благоустраивать, создавать новые точки притяжения.
Показательный пример – создание «упорного пояса» от моста через Волгу в северном направлении. Объект протяжённостью почти 3 километра позволил реализовать сразу несколько масштабных проектов.
Сбылась мечта многих поколений – в 2017 году открыта для движения транспорта Нулевая продольная магистраль. Дорога-дублёр Первой продольной соединила три района, перераспределила трафик в центре города, обеспечила комфортный и безопасный проезд, улучшила качество жизни людей, повысила инвестиционную привлекательность Волгограда. Благодаря реализации проекта жители и гости областного центра также получили новую благоустроенную зону на берегу Волги.
– Дорога вдоль Волги — это мечта многих поколений волгоградцев. Мечты сбываются, если работать, и нам всем вместе удалось реализовать этот проект, — говорил тогда Андрей Бочаров. – Наша «нулёвка» – это возможность окончательно решить, что дороге вдоль Волги быть. На это потребуются время и ресурсы, но уже нельзя вычеркнуть из истории строительство и запуск движения на этом участке.
И реализация столь масштабного транспортного проекта была бы невозможной без берегоукрепления. По предложению Андрея Бочарова перед ЧМ-2018 по футболу две задачи были объединены. Регион получил поддержку федерального центра и во взаимодействии с Минприроды России и Министерством транспорта РФ воплотил задуманное.
Объекты такой сложности в регионе не строились с советских времён. Возведение рокадной дороги началось в феврале 2016 года, велось высокими темпами и закончено в срок. Подрядчики переустроили огромное количество инженерных коммуникаций, проложили ливневую и хозяйственно-бытовую канализацию, укрепили откосы, возвели подпорную стенку, смонтировали энергоэффективную систему освещения. При строительстве нового участка длиной 3,7 километра применялись самые современные технологии, дорожное покрытие выполнено из прочного щебёночно-мастичного асфальтобетона.
Кроме того, у подножия стадиона «Волгоград Арена» вместе с рокадной дорогой появился новый двухкилометровый участок современной набережной с прогулочными зонами и велосипедными дорожками.
Ну а объект, который накануне посетил губернатор, позволил соединить существующие берегоукрепительные сооружения с построенными в комплекс. Работы проходили в районе металлургического завода «Красный Октябрь». Площадь защищённой территории составила 14 гектаров, где стоят 10 многоэтажных зданий и объектов инфраструктуры. От негативного воздействия вод оказались защищены 1345 горожан. Вероятный предотвращённый ущерб, по оценкам специалистов, 2,2 млрд рублей.
– Выполненный и запланированный комплекс работ решает задачу «развернуть город к Волге», чтобы река была доступна жителям, чтобы они могли здесь гулять, отдыхать, заниматься спортом, — отметил в ходе сегодняшней поездки глава города Виталий Лихачёв.
Конструкция берегоукрепительных сооружений разработана с учётом условий стыковки с уже готовыми участками. При выборе внешнего вида объекта подрядчики учитывали конструктивные элементы и способы крепления, которые были на существующих отрезках. Это позволило сохранить визуальное единство.
Светлый Яр
Берегоукрепление в районном посёлке позволило решить сразу несколько задач. Прежде всего, постройкой объекта протяжённостью 1100 метров удалось предотвратить разрушение прибрежной защитной полосы. Возможный ущерб при отсутствии этого сооружения эксперты оценивают в 1 млрд 755 млн рублей.
Кроме того, возведение этого объекта послужит толчком для дальнейшего комплексного развития территории у воды. Здесь создадут пешеходные зоны и места отдыха для местных жителей, высадят деревья, кустарники и цветы, обустроят другую инфраструктуру для досуга.
Николаевск
Проблема обрушения берега в городе Николаевске всегда стояла остро, в особенности для 1200 жителей, которые проживали в районе возможных оползней. На некоторых участках вода «забирала» до трёх метров земли ежегодно! Причём под угрозой оказались не только домовладения и многоэтажки, но и социально-торговая инфраструктура: больничный комплекс, стадион, ряд магазинов. Однако сооружение длиной 600 метров на берегу Волгоградского водохранилища предотвратило ущерб на сумму 1,2 млрд рублей.
Также благодаря реализации проекта берегоукрепления в Николаевске обустроили новую набережную на площади в два гектара. Удобные пешеходные дорожки и лавочки для отдыха, новые фонари и комфортные лестницы, спускающиеся к воде, – всё это появилось после того, как на этой территории предотвратили столь сильное воздействие Волги.