Впервые в Волгограде привезены 40 гуашей классика западного современного искусства
Необычные цветовые решения, эклектика техник, парадоксальные сюжеты, выстроенные на ассоциациях, — все это можно увидеть на выставке всемирно известного немецкого постмодерниста Зигмара Польке, которая открылась в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова. «Музыка неизвестного происхождения» — именно так называется экспозиция одного из самых ироничных художников XX столетия.
Работы классика современного искусства выставляются в Волгограде впервые. Экспозиция состоялась по инициативе Немецкого культурного центра им. Гете при Посольстве Германии в Москве. Это международный проект, благодаря которому жители целого ряда российских городов впервые познакомятся с оригиналами классика немецкого постмодернизма Зигмара Польке. Его работы уже посмотрели в Ульяновске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. Теперь 40 гуашей ироничного и парадоксального западного постмодерниста выставлены в Волгограде.
Для неподготовленного зрителя некоторые из его работ можно назвать просто брызгами цвета, но не спешите с выводами. Зигмару удалось выйти за рамки обыденного и создать свой собственный мир.
Искусствоведы уверяют, что картины Польке нельзя смотреть бегло — нужно всматриваться в его работы. Его творения сравнивают с многослойным пирогом: сначала поражают эксперименты Польке в области цвета, техник и материалов, затем не отпускает сюжет, напоминающий ребус-загадку. В нем сквозит ирония над всем, начиная от принятой в обществе масс-культуры и заканчивая самовлюбленным минимализмом. Работы интересны еще и тем, что художник придумывал к ним совершенно оригинальные, немного абсурдные названия, больше смахивающие на комментарии: «…какая вкусная весна!», «Кое-какие вещи приобрели государственную значимость. Например, телевизор нынче не подлежит конфискации», «Черное с добрыми воспоминаниями», «Пересоленную еду можно снова сделать съедобной, если постелить под ковер газетный лист», «Старые обои можно легче отделить от стен, если добавить в теплую воду небольшое количество средства для мытья посуды и смочить стены этим раствором. Дайте впитаться, затем отделите обои».
Название одной из картин, а точнее его первая часть, дало имя всей выставки — «Музыка неизвестного происхождения: заблокировать дверь и не впускать внутрь».
— «Музыка неизвестного происхождения» — пожалуй, точнее всего отражает скрытую суть творчества художника, — объясняет заместитель директора по научной работе Волгоградского музея им. И. И. Машкова Ольга Малкова. — Ведь постмодернист видит мир меняющимся, открытым, лишенным каких-либо застывших структур. Зигмар Польке полон иронии, самоиронии и сарказма и в то же время — и в этом парадокс и причина интереса к его творчеству — в нем присутствуют поэтические и лирические ноты.
Действительно, только истинный лирик мог так четко почувствовать весну, изобразив на полотне «…какая вкусная весна!» цветовые пятна лимонно-зеленоватого и свежего травяного оттенка, явно ассоциирующиеся с наступлением тепла.
Специалисты от искусства подчеркивают, что выставка классика немецкого постмодернизма — важное культурное событие для Волгограда. Учитывая, что публика не избалована современным искусством, опасались, что зритель не примет творчества Польке, однако на открытии выставки был аншлаг и недовольных не наблюдалось.
Экспозиция гуашей мэтра немецкого постмодернизма продлится недолго, всего лишь до 30 января. Для выставки это очень короткий срок работы, но на это есть свои причины — далее в рамках международного проекта картины отправятся в Пермь, и в феврале уже пермяки смогут почувствовать на себе магию современного искусства.
Наталья ЖУРБИНА.