В малом зале МУК «Волгоградконцерт» состоится премьера концерта «Русская душа». Под аккомпанемент ансамбля народных инструментов «Царицынъ» «держать соло» будет молодая исполнительница народных песен Наталья Долгалёва. О становлении в профессии, песнях под баян и вреде ношения шарфов для голоса певица рассказала «Городским вестям».
Музыкальная прабабушка
— Кто привил вам интерес к музыкальной культуре?
— Мои родные не имеют никакого отношения к музыке. По семейным преданиям, музыкальным человеком у нас была только моя прабабушка, в честь которой меня и назвали Натальей. Но без своей семьи я не стала бы певицей. Когда я была ребенком, родители купили мне фортепьяно, хотя это было недешево, отец и дедушка регулярно возили меня в музыкальную школу, которая находилась за 24 километра от нашего села. Родные поддерживали меня во всех творческих начинаниях, и без них все было бы иначе.
— Помните свою самую первую сольную песню, которую спели на публике?
— Это незабываемо. Сначала я пела в хоре, но потом к нам в школу пришла новая учительница музыки Светлана Валентиновна Кравченко, она-то как раз и «открыла» у меня голос. Начала проводить со мной индивидуальные занятия, на которых преподавала нотную грамоту, ставила голос, расширяла его диапазон. И моей первой сольной песней стала «Ах, Самара-городок», которую я исполнила в 7-м классе под баян. Помню, у меня был красный сарафан, раскрашенный красками. Я была маленькой худенькой, и, представьте, выходит на сцену такая Дюймовочка с бантами, в сарафане и поет совсем недетскую песню: «Ах, Самара-городок, беспокойная я, беспокойная я, успокойте меня». Наверное, это было незабываемое зрелище.
— Как из села в Николаевском районе перешагнули в Москву, поступив в один из самых престижных и титулованных музыкальных учебных учреждений — академию имени Гнесиных?
— А не было ничего вдруг, все было долго и постепенно. Сначала были занятия с учителем музыки, потом учеба в Николаевской музыкальной школе, затем поступление в Камышинское училище искусств, участие в конкурсах и фестивалях. Мне хотелось учиться в консерватории, и я наметила поехать в Саратов, но перед этим решила рискнуть «покорить» Москву. Посмотрев сроки поступления по сайтам московских музыкальных вузов, выбрала академию имени Гнесиных. Приехала, сдала документы, прошла все туры и попала в класс профессора кандидата педагогических наук Владимира Алексеевича Бурлакова. У него самого за плечами три оконченных отделения в Гнесинке: «Баян», «Оркестровое дирижирование» и «Сольное народное пение». Он, как и каждый педагог, который встречался на своем пути, мне много дал: каждый его профессиональный совет был дороже золота.
Шарф — враг голоса?
— Голос и связки — это инструменты вокалиста, и, как каждый инструмент, они требует к себе бережного отношения. Какие секреты в этой сфере есть у вас?
— У каждого вокалиста все по-разному, нет общего рецепта. Знаю, что одни даже не выносят запаха лака для волос. Когда кто-либо в гримерке перед выступлением пользуется этим средством для укладки волос, вокалист говорит: «Ой, нет-нет, у меня связки реагируют на лак, я сейчас петь не смогу». Другие, чтобы не заболеть, кутаются в теплые вещи. Мой педагог Владимир Алексеевич Бурлаков говорил мне: «Наташа, не носи шарфы, нужно приучать свой голос, чтобы он всегда был в форме. Вот ты одеваешься тепло, а вышла на сцену и после малейшего сквознячка можешь заболеть, и сегодня ты выступила, а завтра не сможешь. Надо закаляться». С тех пор я так и поступаю.
— Много раз слышала от вокалистов, что самый страшный враг для их голоса — орехи. Этот продукт питания у тебя тоже записан в недруги?
— В 2009 году в Курске на IV Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой со мной произошел такой случай. Скоро выходить на сцену, а мне прямо-таки перед самым выступлением очень захотелось фиников с орехами. Наверное, так выразилось волнение, что тебе предстоит выступать перед членами жюри, сплошь состоящими из заслуженных артистов и известных педагогов. Но я знаю: когда перед выступлением чего-либо захочется, лучше это исполнить, чтобы выйти на сцену в хорошем настроении и дарить этот позитивный настрой людям. И я выбежала в ближайший магазин, накупила фиников с орехами, съела их, выступила и заняла первое место, став лауреатом I степени всероссийского конкурса.
От сказок до битбокса
— Наталья, не жалеете, что после окончания учебы оставили столицу?
— Нисколько, потому что здесь, в Волгограде, в «Волгоградконцерте» я могу максимально реализовать себя в творческом плане. За этот год я выступала с духовым оркестром под управлением Владимира Леера, проводили концерты для детей, и я, исполняя детские песни, чувствовала себя настоящей сказочницей. На недавнем открытии сезона «Волгоградконцерта», на концерте «С юмором по-домашнему», мы вместе с Максимом Клочковым, совместив фольклор и битбокс, исполнили несколько композиций, в том числе знаменитую песню «По Дону гуляет». Мне нравится выступать перед аудиторией всех возрастов, и не верьте тем, кто говорит, что молодежь не понимает народных песен. Я вижу, как им нравится это направление, да иначе и быть не может — фольклор выше моды.
Наталья ЖУРБИНА.