В сталинградских госпиталях они не делили раненых на своих и чужих
«Дорогой фронтовой товарищ Антонина Георгиевна!» — с таких слов начинались письма председателя совета ветеранов 65-й армии Евгения Кузнецова, в которых он приглашал нашу землячку в столицу на традиционные встречи с однополчанами. Среди них были и те, кого она спасала в военном инфекционном госпитале № 851.
Задача — спасти и сохранить
Не успели семиклассники школы в х. Верхняя Писаревка сдать очередные экзамены, как их тут же направили на трудовой фронт: рыть противотанковые рвы и окопы. Ведь шел июнь 1942 г., когда немцы безудержно рвались к Дону и Волге.
Из Фроловского района, где находился родной хутор, Антонину Григулич с подругами возили на быках в х. Вертячий и Песковатка, протянувшиеся вдоль левого берега Дона. Когда на противоположной стороне реки загремели бои, девушек отправили домой. Там в хуторской школе уже расположился военный инфекционный госпиталь № 851, и 16-летние девушки-добровольцы без раздумий взялись помогать медперсоналу, ухаживать за больными и ранеными.
— На школьных курсах нас научили оказывать первую медпомощь. А уж покормить больных, обмыть, палаты убрать — для деревенских девчат труд не зазорный. Выполняли всю черную работу и боялись только одного: как бы не заразиться тифом, дизентерией, туляремией, — рассказала Антонина Георгиевна о том, с чего началась для нее Сталинградская битва.
Тогда же девчонки приняли присягу и вместе со своим госпиталем пошли вслед за линией фронта, спасаясь от бомбежек и принимая раненых, обмороженных, больных. Когда фашисты оттеснили наши части за Дон, госпиталь оказался в знакомом им х. Песковатка. Палаты устроили в блиндажах, и бывало, что в одной лечили красноармейцев, а по-соседству — немецких солдат. На своих и чужих здесь никого не делили: для врачей и медсестер все были одинаково страдающими больными, которых надо поднять на ноги.
У каждого — свой фронт работы
Сталинградская битва для нее закончилась на Мамаевом кургане. А война продолжалась: 65-я армия пошла на орловское направление, воевала под Курском, освобождала Украину, Белоруссию, Польшу. Во время Орловско-Курской битвы нашу медсестру наградили медалью «За оборону Сталинграда».
— Когда 65-я армия принимала участие в Черниговско-Припятской операции, госпиталь надолго застрял в маленьких населенных пунктах Городня, Холмы, Щорс. Здесь мы лечили и военных, и мирных жителей из только что освобожденных украинских городов, — вспомнила моя собеседница.
В Городне, знакомясь с одной историей болезни, она увидела имя Михаила Шолохова. Командированный военкор одной из столичных газет заболел и был госпитализирован. Но и на больничной койке, несмотря на высокую температуру, он писал без отдыха…
Для Антонины Григулич война завершилась Штудгарте, где остановился ее госпиталь. В Берлин же она попала, когда военных медиков повезли туда на экскурсию. Подарком для женщин, несколько лет не снимавших сапоги и гимнастерки, стали концерты Лидии Руслановой у стен разбитого рейхстага и Сергея Лемешева в пригороде Штудгарта Вальденбурге.
Победа — это не геройство, а труд
В Сталинград Антонина Георгиевна вернулась лишь в декабре 1945 г. Она не стала, как многие ее фронтовые подружки, работать медсестрой, а пошла на завод «Баррикады». Трудилась здесь контролером готовой продукции, где по рабочей карточке давали килограмм хлеба в сутки, и отдала родному предприятию сорок лет жизни.
Ясно, что такой человек не мог скучать на пенсии. Вместе с мужем Федором Лукьяновичем она вырастила дочку, внучку. Сейчас радуется двум правнукам и не забывает рассказывать о войне их ровесникам. Ходит на уроки мужества в школы Краснооктябрьского района и объясняет: героическая победа нашего народа далась тяжелым трудом…
Алла САВЧИШИНА.