Церковь разрешила священникам баллотироваться в законодательные и представительные органы власти
Из храмов в Думы
В истории России отношения церкви и государства не всегда складывались ровно. В царские времена церковь чуть ли не главенствовала над государством, в советские — государственная махина пыталась полностью истребить такое понятие, как вера. Сейчас мы вновь поворачиваемся лицом к Богу и церкви. Вот только церковь решила намного плотнее войти в нашу жизнь, поскольку в выборных органах власти в скором будущем могут появиться депутаты в рясах…
Священный синод Русской православной церкви разрешил священникам баллотироваться в депутаты заксобраний и иные органы власти. Отныне фактически любой священнослужитель может выдвигать свою кандидатуру на выборах, но, как подчеркивают в патриархии, лишь в особых случаях «по соображениям крайней церковной необходимости, когда нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с православной церковью».
В патриархии утверждают, что ничего нового и сенсационного в этом решении нет. Возможность похода священников в политику обсуждалась и раньше, а теперь лишь установлены четкие правила, которые эту возможность регламентируют и ограничивают.
На официальном сайте РПЦ говорится, что священник, который решил участвовать в выборах, должен подать прошение на имя патриарха или Синода. В нем он должен обосновать свое решение.
Синод допускает то, что священник может даже участвовать в партийных списках, хотя священнослужителю не позволяется быть членом политической партии. Если же Синод или патриарх решат, что клирик во власти действует неподобающе, то благословение отзовут и священнику придется отказаться от должности.
Новость сразу же вызвала широкий общественный резонанс. Одни восприняли ее с явным одобрением, другие заговорили об очередном витке клерикализации и о том, что в скором времени в Думах мы будем наблюдать засилье депутатов в рясах.
— Я не понимаю, почему эту новость так раздули, — говорит отец Олег Кириченко. — Решение Священного синода не повлечет за собой бума прихода во власть священнослужителей. Но такая мера действительно продиктована особенностями времени. Когда в 94-м году Российская православная церковь ушла из политического процесса, ее место тут же заняли другие объединения. В законодательных органах власти появились даже представители сект, которые, используя государственную власть, начали пропагандировать свои «истины» и торпедировать свои интересы. Именно для борьбы с такими вещами Священный синод и принял решение о разрешении священнослужителям баллотироваться в депутаты. Причем только самые достойные, только те, кто нравственно выше издержек политики, будут получать благословение.
Однако сами люди от политики с таким утверждением не совсем согласны. По словам депутата Волгоградской городской Думы Александра Мордвинцева, церковь, несомненно, играет большую роль в вопросе поддержания морали, но она должна делать это независимо от государства.
— Я не хочу мыслить такими категориями, как хорошо или плохо, — говорит Александр Иванович. — Возможно, свои плюсы в приходе священнослужителей в политику все же есть, но мне кажется, что церковь должна быть над государственными делами и политикой, а не внутри их. От церкви будет намного больше пользы, если она будет выполнять свою очень важную социальную функцию именно на своем месте.
При этом наблюдатели отмечают, что такое решение вызовет куда больше вопросов. Более того, может быть вредным как для самой церкви, так и для государства.
— Нелепых вопросов в этой связи возникает множество, — говорит заместитель директора по научной работе Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета кандидат политических наук Павел Смолянский. — Например, как будет проходить агитационный процесс? Священник, решивший баллотироваться в депутаты, будет агитировать прихожан во время проповеди? Тогда церковь должна будет предоставить площадку для агитации и другим кандидатам… Все-таки, на мой взгляд, церковь должна быть высшим арбитром и не ввязываться в политический процесс.
— При этом я не вижу ничего катастрофического в таком решении Священного синода, — продолжает мысль коллеги Александр Стризое. — Однако я не думаю, что такое решение может быть полезным, как церкви, так и государству. Для меня очевидно, что православная церковь сейчас проигрывает борьбу за души россиян, уступая другим конфессиям и даже сектам. И церковь идет по проторенной дороге, объединяясь с государством, отчего может проиграть сама и привести к проигрышу наше государство.
Наталия ЕРМИЛОВА.