Али УСУБОВ: «Кавказская племянница» показывает круговорот взаимоотношений в обществе»
С 4 октября Волгоградский музыкальный театр начинает премьерные показы оперетты Рауфа Гаджиева «Кавказская племянница». Это произведение впервые ставится в Волгограде, хотя в музыкальных театров других городов оно в разные периоды идет с конца 60-х годов. Однако уникальность нового спектакля не только в том, что он является премьерным для Волгограда, но и что режиссером оперетты выступает ее первый постановщик. Это заслуженный деятель искусств Азербайджана Али Теймурович Усубов. Именно он в 1969 г., будучи выпускником Ленинградской консерватории, на сцене Московского театра оперетты поставил новое произведение Рауфа Гаджиева «Кавказская племянница». И вот теперь ее первый режиссер ставит оперетту на сцене Волгоградского музыкального театра.
«Ни одного пустого звука»
— «Кавказская племянница» была написана в 60-х годах, но интересна спустя столько десятилетий. Как вы думаете, почему?
— Видно, человечество так устроено, что все: и негативное, и позитивное во взаимоотношениях людей повторяется. Поэтому все те проблемы, которые были заложены в «Кавказской племяннице», настолько актуальны сегодня, что это подвигло нас, постановочную группу, вспомнить спектакль. Тем более что он периодически возникает в разных городах. Причем я даже был не в курсе и только сейчас, будучи в Волгограде, узнал, что его поставили в Твери.
— Обратила внимание, с каким удовольствием и музыканты, и артисты работают на репетициях премьерной постановки. В чем заключается секрет?
— Самое главное достоинство «Кавказской племянницы» — это великолепная музыка талантливого азербайджанского композитора Рауфа Гаджиева. «Кавказская племянница» не является его первой опереттой — до этого были произведения «Ромео, мой сосед», «Перекресток» и другие. И эти, и последующие его оперетты как-то сразу заблестели и пошли по театрам Советского Союза. В музыке Гаджиева, как говорят музыканты, нет ни одного пустого звука.
— Вы помните, как впервые ставили «Кавказскую племянницу»?
— Она впервые вышла на сцене Московского театра оперетты. Я стажировался у известного театрального режиссера опер и оперетт Георгия Павловича Анисимова. До этого я с ним, как ассистент, ставил «Фиалку Монмартра», и работал с такой блистательной актрисой, как Татьяна Шмыга. Она много лет исполняла роль Виолетты, но в виду своего возраста перешла на партию Нинон. Так я, будучи молодым режиссером, приносил ей три решения той или иной сцены оперетты, а Татьяна Ивановна предлагала пять. И там же уже в июне была выпущена и «Кавказская племянница».
Акценты по-новому
— Есть разница в том, как вам работалось над постановкой в 60-е годы и как работается сейчас? Есть ли отличия в восприятии материала?
— Существует такое понятие, как сверхзадача произведения и сверхзадача «Кавказской племянницы». Материал сам по себе интересен, но прежде иначе были расставлены акценты. Полное название произведения — «Кавказская племянница, или Не прячь улыбку, Биберли», потому что Рауф Гаджиев, когда со своими соавторами писал это произведение, преследовал комические ситуации — аферы Биберли. Для него это было главным. Когда я приступил к работе, то задумался, а почему мы не вытаскиваем главное? Главное — это романтика, взаимоотношения молодых, тема любви, тем более что в музыке она гениально очерчена.
— Как получили приглашение поставить «Кавказскую племянницу» в Волгоградском музыкальном театре?
— Здесь работает мой давнишний друг, дружба с которым исчисляется десятилетиями, — художественный руководитель Волгоградского музыкального театра Владимир Рылов. Он входит в десятку лучших дирижеров России. И задуманный совместно с ним спектакль явится ярчайшим украшением репертуара театра.
Творчество и космос
— За вашу успешную творческую жизнь вы наверняка немало встречались с очень известными людьми. Расскажите о них.
— Первый человек такого уровня — это Иван Семенович Козловский. С детства у меня был хороший голос, и когда мне было 18 лет, на новогоднем концерте выступал в Георгиевском зале Кремля. Меня слышал Козловский, и уже через два дня я был в гостях у него дома. Он был фанатом своего дела, поэтому он, наверное, и был великим. Помню, как за три дня до спектакля он шарфом обматывал свою шею, оберегая связки, и еле слышно говорил: «Пожалуйста, не обращайте на меня внимания — я готовлюсь к спектаклю».
Когда ему было 70 лет, естественно, это праздновалось в Большом театре. Я был на этом юбилейном мероприятии и никогда его не забуду. Козловский пел Лоэнгрина. Лоэнгрин — это одна из сложнейших партий вагнеровского репертуара, и в 70 лет Козловский ее исполнил как Бог.
— Али Теймурович, вы окончили Бакинскую консерваторию, которую окончил и Муслим Магомаев? Доводилось ли вам пересекаться?
— Мы учились вместе с Муслимом Магомаевым и длительный период были близкими друзьями. Когда он написал книгу, я прочитал ее, позвонил ему и поздравил, а он мне ответил: «Алик, ты позвонил, а мне стыдно сказать, что о многих ситуациях, о которых я написал, связаны с тобой, а я тебя даже не упомянул». А у меня, если честно, даже не было мысли на него обижаться. И когда у Муслима Магомаева вышло второе издание, он поместил мою любимую фотографию: 64-й год, август, и мы с ним в гостях у космонавтов: Юрий Гагарин, Попович и Комаров. Они все — выдающиеся люди, которые, хотя и не были в сфере искусства, понимали его как никто. Может, потому что творчество и космос — это синонимы.
Наталья НИКОЛАЕВА.