Она, с детства слушавшая радиопостановки и представлявшая себя актрисой, без театральной подготовки поступила сразу в три самых престижных актерских вуза страны, а известные драматурги специально для нее писали роли главных героинь. Это все — о заслуженной артистке РСФСР, солистке Волгоградского музыкального театра Мадине Галимхановой, которая отмечает 45-летие своей творческой деятельности.
Путь к сцене
В Волгоградский музыкальный театр Мадина поступила в 1968 г. — сразу после окончания Московского государственного института театрального искусства. До сих пор занята в спектаклях, ее игра в которых не оставляет равнодушным ни одного зрителя.
За свою многолетнюю творческую деятельность Мадиной Галимхановой на сцене волгоградского театра было сыграно более 110 главных ролей в спектаклях классического венского репертуара, советских и зарубежных музыкальных комедиях. Хотя ничто не предвещало, что она станет актрисой.
В военные 40-е гг., на которые пришлось детство Мадины, семья жила в небольшом городке Чистополь и родители были далеки от искусства. Зато им интересовалась маленькая Мадина. Пятилетняя девочка, нарядившись в импровизированные туники и самодельные цыганские наряды, давала выступления во дворе.
— Помню, у нас стояла огромная телега, я, забравшись на нее, читала какие-то монологи, пела народные песни, — рассказывает Мадина Аюповна. — Собирались все мои подружки и слушали. Они нарезали какие-то бумажечки, которые символизировали билетики на мои концерты.
В 15 лет девушка переехала в Волжский к старшей сестре, которая работала там на строительстве ГЭС. Мадина поступила в вечернюю школу, устроилась на работу. С удовольствием занималась в хоре при местном ДК.
Провинциальное чудо
Впервые попав на спектакли Сталинградского театра драмы, она становится им буквально покорена и решает поступать в театральный вуз. И чудо — девушку из провинции сразу принимают в три престижных учебных учреждения страны — ГИТИС, высшее театральное училище им. Щукина и высшее театральное училище им. Щепкина. Чем же она так покорила приемные комиссии?
— Наверное, своей непосредственностью, — считает Мадина Аюповна. — Я любила, стоя перед зеркалом, читать какие-то страстные монологи — у меня даже текли слезы!..
Мадина Галимханова училась на курсе великого Бориса Покровского, к которому ровно через 20 лет поступила и ее дочь — Анна Стрельбицкая. Сейчас она ведущий мастер сцены, заслуженная артистка России, и Мадина Аюповна называет дочь — «своим продолжением на сцене».
У театра свои законы
Когда в 1968 г. Мадина Галимханова поступила в Волгоградский театр музыкальной комедии, то ее первая роль была не в амплуа героини, к которой ее готовили, а танцевальная, зажигательная роль Циболетты в штраусовской оперетте «Ночь в Венеции». К такому выбору худрука молодая актриса отнеслась философски: «У театра свои законы, значит, сейчас нужна именно такая роль».
Но актриса сразу показала себя, и прошло не так много времени, когда для Мадины Галимхановой были написаны главные роли известным драматургом Еленой Гальпериной: в спектаклях «Мечтатели» на музыку Листова, «Требуется героиня» В. Баснера, «Золотое платье» М. Вайнберга и многих других. К слову, эти спектакли впервые в стране были поставлены именно на волгоградской сцене.
В роли автора
Сейчас актриса занята в опереттах «Сильва», «Мистер Икс», музыкальной комедии «Ханума», мюзикле «Биндюжник и Король», концертах. А в «Вечере старинного русского и цыганского романса» она выступает не только, как исполнитель стихов, но и как автор постановки.
— Я задумывала это как монолог мужчины и женщины, — говорит Мадина Аюповна. — И прежде чем подготовить программу, перечитала десятки томов поэзии.
Проходят времена, меняются исторические эпохи, но, как и 30—50 лет тому назад, актерская профессия по-прежнему манит молодых людей. Мадина Галимханова считает, что не стоит их отговаривать от попыток поступить в театральные или «киношные» вузы, но прежде чем приступать к покорению актерского Олимпа, надо все очень серьезно взвесить.
— На актерское отделение нужно идти только в том случае, если ты без этого не можешь жить, — уверена Мадина Галимханова. — Потому что это, без преувеличения, сложный и адский труд. Когда я играла спектакли, не сходя со сцены в течение всех трех актов, то приходила домой в совершенно выжатом состоянии и при этом всю ночь не могла уснуть, потому что мысленно все переигрывала. Думала, анализировала, и мне все время казалось, что я все сделала не так. Я всегда была собой недовольна. Но в то же время, я живу только на сцене и не представляю, кем бы я могла быть, если бы не актрисой.
Наталья ЖУРБИНА