Потомок древнего рода
Посвятить свою жизнь восстановлению честного имени предка — занятие более чем благородное. Тем более что у старшего поколения еще свежи в памяти страшные годы сталинских репрессий, а затем эпоха реабилитации. Но чтобы более сорока лет собирать факты, подтверждающие невиновность своего прапрадеда в шестом колене, — это случай почти уникальный. Таисия Брилева из таких людей.
Любимец фортуны
Имя Федора Поликарповича Поликарпова-Орлова, прапрадеда Таисии Ивановны в шестом колене, сегодня не очень известно широкому кругу волгоградцев. Однако во всех энциклопедических словарях этому человеку посвящена отдельная статья. А уж в свое время он был более чем знаменит. Сподвижник Петра I Федор Поликарпов-Орлов родился во второй половине 17-го в. Русский писатель, переводчик, богослов и издатель, преподаватель Славяно-греко-латинской академии, он впервые ввел обучение студентов на русском языке. Один из редакторов хрестоматийной русской газеты «Ведомости». Работал справщиком, т. е. корректором, Московского печатного двора, а затем дослужился и до его начальника. Чутко чувствующий эпоху, он издал трехъязычный славяно-греко-латинский букварь, который до сих пор является выдающимся образцом отечественного книгопечатания. Его близкими друзьями и сподвижниками были люди-легенды: мореплаватель Витус Беринг, семейство Мусиных-Пушкиных, историограф Федор Миллер. Таисия Ивановна говорит, что в архивах предка, большей частью хранящихся сегодня в библиотеке Конгресса США, есть даже переписка ее прародителя с французским мыслителем-вольнодумцем Франсуа-Мари Вольтером! Как же связано имя этого великого россиянина с нашим краем?
Навет врагов
В 1727 г. фортуна отвернулась от успешного книгопечатника. Таисия Брилева рассказывает, что по навету злопыхателей на честное имя легло грязное пятно — Федора Поликарпова-Орлова обвинили в казнокрадстве, растрате, злоупотреблении служебными полномочиями. В ту эпоху это было тяжкое обвинение. В 1731 г. Федора Поликарповича лишили титулов, конфисковали имущество, а свои фамильные реликвии — уникальную библиотеку, состоящую из 780 томов, 200 фолиантов в золотых и серебряных окладах, опальный книгопечатник лично передал в Новодевичий монастырь. Таисия Ивановна говорит, что в синодальных описях монастыря перечислено все добро предка, в том числе 103 иконы, полученные за великий труд переводов. Среди них иерусалимская икона Божией Матери Смоленская — награда самого патриарха за перевод с греческого «Руководства воинам-ратоборцам Льва Премудрого». Над родом Поликарповых-Орловых была отпета анафема и назначен штраф в царскую казну в размере 5 руб. золотом в течение 100 лет с переходом на детей и внуков по мужской линии. Вот такая невеселая история. В энциклопедических словарях указана даже точная дата смерти Федора Поликарпова-Орлова — 23 (12) января 1731 г., то есть вскоре после позорного судилища.
Жизнь сначала
Однако наследница по прямой линии Таисия Брилева утверждает, что ее прапрадед прожил долгую — почти вековую — жизнь.
— Оставив многочисленное семейство в Москве, Федор Иванович с 14-летним сыном-подростком Матвеем прибыл на пожизненное поселение в местечко Луговой Балыклей, — рассказывает Таисия Ивановна. — Оклеветанный, без средств к существованию, он тем не менее не пал духом, а развил в затерянной богом глубинке бурную деятельность: построил храм, церковно-приходскую школу при нем, где сам стал преподавать.
Главным хранителем памяти о великом предке для Таисии Ивановны стала ее мама Домна Семеновна Поликарпова-Орлова, родившаяся в 1901 г., правнучка сына ссыльного печатника Матвея. Жадная до знаний, девочка тщательно изучила уцелевшие архивы и личную переписку великого предка, сохранившуюся в ветхом домике в Луговом Балыклее.
— Когда маме едва исполнилось 20 лет, в селе началась эпидемия тифа, — вспоминает Таисия Брилева. — В тот страшный 1921 г. тиф унес почти всю семью. Умерли мать и отец, братья и сестры мамы. Выжили лишь она и ее маленький брат.
Однако радость воскрешения сменилась печалью — мародеры разграбили и без того утлый скарб семьи, прихватив ценный архив.
— Тогда мама, чтобы память о великом предке жила, решила рассказывать своим детям о его жизни, — говорит наследница. — С 3 лет я заслушивалась чудесными историями о сильном духом человеке Федоре Поликарповиче.
Сохранить в веках
Таисия Ивановна побывала во многих архивах, библиотеках, встречалась с известными историками. По крупицам восстанавливает она факты биографии лучшего из людей российских. Два года назад ей крупно повезло. Брилева считает, что нашла захоронение предка. В степи, где раньше был сельский погост, позднее затопленный водами Волжской ГЭС, чудом сохранилось старинное надгробие. На тяжелом истертом камне-монолите еще можно разобрать слова: «Здесь покоятся Феодор 97 лет, Матфей… Балыклей».
Сегодня Таисии Брилевой 78 лет. Половину жизни посвятила она восстановлению честного имени знаменитого предка. И даже в таком почтенном возрасте имеет решимость начать перевод архивов прародителя, хранящихся в библиотеке Конгресса США.
— Я не имею никакой личной выгоды, — говорит женщина. — Умирая, мой предок оставил завещание, которое я помню наизусть: «Я свой род обеспечил на многие века. Никогда не меняйте православную веру и никогда не покидайте Россию. Ее ожидает великое будущее». И я ему верю.
Инга ИВАНОВА.
Фото автора и из личного архива Т. Брилевой.
На фото: Брилева, дом предка, надгробный камень.